Мошенники постоянно придумывают новые способы обмана, используют методы социальной инженерии, чтобы завладеть персональными и платежными данными граждан. Таким образом они могут получить полный доступ к мобильному банкингу и деньгам своих жертв, а также оформить на них фиктивные кредиты.
Запомните: никаких кредитных посредников между клиентами и финансовыми организациями не существует. Это мошенники! Банки и МФО работают только на основании лицензии Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и не оформляют безвозвратные кредиты. Любой кредит – это большая ответственность, и свою задолженность надо погашать вовремя!
Как разоблачить мошенников?
Если к вам позвонили якобы сотрудники банка или МФО, завершите разговор. Сперва перепроверьте информацию на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка www.gov.kz. В разделе «Финансовые рынки», подразделе «Банковский сектор» или «Иные финансовые организации» вы можете проверить наличие лицензии у кредитной организации, а также ознакомиться с контактной информацией. Позвоните по официальным номерам, указанным в этом разделе, и перепроверьте информацию.
На интернет-ресурсе Агентства и сайте Fingramota.kz опубликован список организаций, имеющих признаки недобросовестной деятельности. Тщательно его изучите! В настоящее время список включает 158 субъектов, деятельность которых находится вне периметра финансового лицензирования и регулирования.
Соблюдайте правила безопасности!
Представители финансовых организаций не будут запрашивать у вас по телефону или в переписке данные вашей карточки, включая трехзначный код на обороте, ее срок действия или SMS-код подтверждения операций по карте. Никому не сообщайте и нигде не публикуйте эти данные.
Не верьте незнакомым людям, которые заводят речь о деньгах, не следуйте их инструкциям.
Не переводите деньги на указанные неизвестными лицами счета.
Не скачивайте никакие приложения, иначе есть большой риск предоставить злоумышленникам дистанционный доступ к своим гаджетам.
Если вам поступил ошибочный перевод, не спешите снимать деньги или переводить их обратно через свой онлайн-банкинг. Возможно, это уловки мошенников. Обратитесь в отделение банка, напишите заявление, чтобы банк сам перевел деньги адресату.
Регулярно проверяйте свою кредитную историю – только так вы сможете узнать о мошенничестве и, соответственно, оперативно отреагировать.
Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы, обратитесь в свой банк для блокировки карты и перевыпуска новой и поменяйте пароли в своем онлайн-банкинге, электронных почтах, соцсетях.
Если на ваше имя оформили подставной кредит, удалить из своего персонального кредитного отчета вы можете с помощью сервиса «Оспаривание информации в кредитной истории» на сайте www.fingramota.kz. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Получить дополнительную консультацию в Агентстве можно через мобильное приложение «Fingramota Online» или call-центр по номеру «1459» (звонок бесплатный).
Новые правила: как теперь коллекторы работают с должниками
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Кто такие дропперы, и почему это опасно
Опасные SMS: как мошенники используют текстовые сообщения для обмана граждан
Преимущества и риски инвестиций в ценные бумаги