В последние годы всё больше юных казахстанцев в возрасте от 6 до 18 становятся обладателями банковских карт, привязанных к родительским платёжным картам. Они позволяют детям совершать небольшие покупки безналичным путём под наблюдением родителей. Однако важно, чтобы владельцы таких карт не остались без денег из-за бездумных трат и не попали в ловушку финансовых мошенников. Для этого существует ряд правил.
Безусловно, детские платёжные карты помогают развить навыки обращения с деньгами, повысить самостоятельность и ответственность при управлении своими средствами. Можно управлять своими деньгами через мобильное приложение банка — там видно, сколько средств поступило, сколько было потрачено. В общем, всё как у взрослых.
Карты бывают дебетовыми, то есть на них лежат ваши деньги, и кредитными — на них лежат деньги банка, которые он даёт в долг, и возвращать которые необходимо с процентами. Детские карты, конечно, могут быть только дебетовыми. В основном они привязаны к счёту родителей, у которых есть дебетовая карточка того же банка, к примеру, зарплатная.
В Казахстане шесть банков открывают детские карты. Выпуск такой карты, как правило, бесплатный; некоторые банки предлагают годовое обслуживание без комиссии. Банки также устанавливают различные требования к возрасту ребёнка, на чьё имя открывается карта. Одни готовы открыть карту с рождения ребёнка, другие — с 5–6 лет, а третьи — только подросткам с 14 лет.
Для оформления такой карты родителям нужно предоставить в банк документ, удостоверяющий личность основного держателя карты (отца или матери), и свидетельство о рождении ребёнка. Они также должны подписать личное согласие на оформление карточки. В некоторых банках есть возможность завести карту не только на своего ребёнка, но и на детей-родственников: внучку, племянницу, сестрёнку и т. д.
В чём плюсы таких карт для вас?
✔️ Не нужно брать с собой наличные, чтобы оплачивать мелкие бытовые покупки. Всё хранится на карте — вы не порвёте случайно бумажные купюры и не потеряете сдачу;
✔️ Если привязать карту к смартфону, тогда и её брать с собой не надо — можно всё оплачивать смартфоном. Это удобно и модно. Единственный минус: нужно внимательно следить, чтобы никто не похитил ваш гаджет;
✔️ Изображения на картах яркие и красивые (например, с героями мультфильмов). В некоторых банках можно заказать индивидуальный дизайн карты;
✔️Для юных держателей карточек некоторые магазины-партнёры банка предлагают различные акции на детские товары и услуги, а также кешбэк.
В чём плюсы таких карт для ваших родителей?
✔️ Родители в любое время могут пополнять вашу карту в своём мобильном приложении;
✔️ Они могут контролировать все операции по карточке через SMS- или push-оповещения и мобильное приложение банка;
✔️ Родители могут устанавливать лимиты и иные ограничения на снятие денег в банкомате, безналичный расчёт и покупки в интернете. При каждой вашей попытке совершить онлайн-покупку им придёт SMS с кодом подтверждения операции.
✔️Родители могут также запретить снимать с карты наличные и переводить деньги на другие карты или счета.
Есть ли у платёжной карты минусы?
Как таковых недостатков у карты нет. Но возможными минусами могут быть:
✔️Ложное ощущение, что денег хватит на всё. Пока вы не научились эффективно управлять своими деньгами, вполне возможно, что вы будете тратить с карты больше, чем обычно, потеряв чувство меры. Ведь электронные деньги не пощупаешь, и кажется, что их ещё много;
✔️Потеря карты. Карту можно потерять или испортить. Хотя её можно перевыпустить, всё же это займёт время, а иногда и деньги, в зависимости от условий банка. Родители вряд ли будут в восторге.
✔️Мошеннические атаки. Финансовые аферисты используют сотни различных способов, чтобы выманить деньги у людей. Дети — самая уязвимая категория.
Что касается финансовых мошенников, они атакуют как в офлайне, так и в онлайне. Иногда они звонят на сотовый и представляются банковскими работниками, иногда высылают сообщение на телефон или на электронную почту с сомнительной ссылкой. Если вы перейдёте по ней, то можете «заразить» телефон вирусом, который перепишет все ваши пароли, в том числе для банковского приложения. Мошенники могут заманить вас на фейковый сайт: соврут, что вы выиграли в конкурсе, или пообещают денежное вознаграждение за какие-либо действия на сайте (лайки, ответы на вопросы и прочее). Их цель — выведать личную информацию о вас, ваших родителях, а также узнать реквизиты вашей карты. Особенно мошенников интересует трёхзначный код с обратной стороны карты. По-другому он называется CVV-код (используется в картах международной платёжной системы VISA) или CVC-код (применяется в картах Mastercard). Мошенникам достаточно этой информации, чтобы снять с карты все деньги. Поэтому никому не сообщайте этой информации и нигде её не публикуйте. Не регистрируйтесь на сайтах, которые запрашивают пароли от почты, соцсетей и данные платёжной карты.
Правила безопасного обращения с детской банковской карточкой
1. Не сообщайте всем подряд о наличии у вас банковской карты. Это может быть опасно для вас: карту могут попытаться украсть, забрать насильно и т. д.
2. Карту нельзя никому давать в руки, а также фотографировать.
3. Нельзя также передавать, рассказывать, публиковать данные, которые нанесены на вашу карту.
4. У каждой банковской карты есть свой секретный код — ПИН-код. При его введении онлайн или в банкомате можно проводить все операции по карте. ПИН-код можно поменять через мобильное приложение банка. Вы должны выучить его наизусть или записать себе на листочек и хранить в отдельном месте, желательно в зашифрованном виде. Как зашифровать — решайте сами. Главное, чтобы никто ваш код не разгадал. Ни в коем случае не записывайте ПИН-код на самой карте и не храните вместе с ней.
5. При вводе ПИН-кода в магазине или банкомате нужно прикрывать клавиатуру руками и не произносить цифры вслух.
6. Если ваша банковская карточка потеряется, нужно немедленно сообщить об этом родителям. Родители сразу же должны связаться с банком и попросить заблокировать карту, чтобы никто не мог ею воспользоваться. Заблокировать операции по карте можно также онлайн через мобильное приложение.
7. Держите в телефоне номер горячей линии банка, чьей карточкой вы пользуетесь, чтобы он всегда был под рукой. В случае чего вы или ваши родители могут позвонить по нему и уточнить, действительно ли сотрудник их банка звонил, чтобы выведать информацию по карте, или действительно ли их банк проводит розыгрыш призов и высылает SMS для участников-владельцев карт. Поводов для звонков может быть много. Вам могут прийти сообщения о блокировке карты, «проверке службы безопасности», «переводе по ошибке» или любое другое тревожное SMS или письмо по электронной почте. Чтобы проверить их подлинность, лучше обращаться по официальному номеру вашего банка.
Мошенники «в тренде»: реальные случаи обмана и способы защиты
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора
Дети в безопасности: как защитить их от киберпреступников