С 12 июля 2022 года в Казахстане приняты изменения по вопросам регулирования и развития страхового рынка, в рамках которых предусмотрена новая норма для казахстанских автовладельцев, а именно – цифровизация страховой услуги к 2024 году. Вводится онлайн - урегулирование страхового случая, начиная с формирования пакета документов и заканчивая выплатой либо обжалованием решения страховщика, которые фиксируются в Единой страховой базе данных.
Что предусматривает данное новшество в страховом законодательстве, а также что необходимо знать о порядке получения страховой выплаты, подробнее расскажет Fingramota.kz.
Как уже известно, автовладельцам необходимо в обязательном порядке страховать свою ответственность от ущерба, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, в том числе в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Это требование установлено в рамках действующего Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон).
Если произошло ДТП, страховая компания возмещает потерпевшим (выгодоприобретателю) фактический ущерб, но не более лимита ответственности, установленного Законом.
Что предусматривают принятые новшества?
В случае возникновения ДТП, к примеру, автовладельцы, оформившие страховой полис, могут урегулировать страховой случай онлайн.
Законом также предусматривается, что к 2024 году весь процесс оказания страховой услуги по договору обязательного автострахования: от момента заключения договора до получения страховой выплаты, должен быть цифровизирован. При этом все процедуры должны быть максимально простыми и прозрачными.
К примеру, на сегодняшний день клиент может заключить договор автострахования путем одного клика. Для этого не нужно заполнять данные автовладельца и его транспорта. Вся эта информация имеется в Единой страховой базе данных, которая интегрирована с государственными базами данных Министерства юстиции РК и Министерства внутренних дел РК. Данная опция значительно экономит время клиента при заключении договора автострахования.
В случае наступления страхового случая, согласно нововведению, клиент страховой компании может подать заявление для получения выплаты на сайте страховщика без посещения его офиса. Все этапы процесса урегулирования страхового случая, начиная с формирования пакета документов и заканчивая выплатой либо обжалованием решения страховщика, будут фиксироваться в Единой страховой базе данных.
Также принятыми изменениями предусмотрены совершенствование и автоматизация системы оценки ущерба в обязательном автостраховании с использованием специализированного программного обеспечения.
На заметку: страховым случаем считается событие, с наступлением которого договор страхования предусматривает осуществление страховой выплаты.
Стоит особо отметить, что в Законе уделяется внимание вопросам страхования ответственности автовладельцев, поскольку это обязательный и массовый класс страхования. Так, законодательными изменениями предусмотрено также внедрение механизма гибкой тарификации по обязательному автострахованию. В настоящее время полисы по данному виду страхования выписываются с учетом страховых тарифов, законодательно установленных в 2007 году и не менявшихся с того времени. При этом анализ убыточности по нему свидетельствует о том, что показатели аварийности и убыточности значительно разнятся по регионам Казахстана.
С учетом этого, нововведениями предусмотрен переход к системе гибкой тарификации, то есть тарифы будут ежегодно пересматриваться с учетом фактической убыточности региона страны. То есть тарифы на страховой полис в каждом городе или области Казахстана будут разными и будут ежегодно обновляться с учетом фактической убыточности регионов.
Данный механизм включает в себя ежегодную актуализацию текущей системы скидок и надбавок, с учетом стажа вождения и частоты аварийности водителей. Это приведет к тому, что в регионах, где наблюдается низкая убыточность, тарифы по обязательному автострахованию снизятся.
Законодательством также предусмотрено введение с 2024 года системы «Европротокола», упрощающего получение автовладельцами страховых выплат за ущерб, причиненный их транспортным средствам в результате незначительных дорожно-транспортных происшествий. Участники транспортного происшествия по взаимному согласию при оценке обстоятельств случившегося и размера причиненного вреда имущества вправе самостоятельно составить схему происшествия, если предполагаемый размер ущерба не превышает 50 МРП. Данная опция актуальна при транспортном происшествии не более двух участников и при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью участников ДТП. Это дает возможность урегулировать данное происшествие самостоятельно, не дожидаясь приезда представителей органов внутренних дел и страховой организации. Кроме того, такой порядок позволит оформить заявку на получение страховой выплаты онлайн без ожидания судебного решения.
Дети в безопасности: как защитить их от киберпреступников
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Пенсионерам на заметку: какие схемы придумывают мошенники по телефону
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?