В Казахстане почти 600 тыс. заемщикам одобрены изменения условий заключенных договоров по банковским займам и микрокредитам
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка на системной основе осуществляет мониторинг и анализ применения порядка урегулирования проблемной задолженности банками и микрофинансовыми организациями. По данным Агентства, за январь - февраль 2023 года в банки и МФО за изменением условий заключенных кредитных договоров обратилось более 93,6 тыс. заемщиков. Из них в отношении порядка 62,3 тыс. заемщиков (свыше 70% граждан) проведена работа по реструктуризации займов и микрокредитов. В целом, в 2022 году банками и МФО рассмотрено 708,7 тыс. заявлений заемщиков, из которых свыше 527,8 тыс. гражданам одобрена реструктуризация.
Fingramota . kz напомнит алгоритм действий для заемщика, в случае возникновения у него просрочки по кредиту.
Если заемщик не может исполнять свои обязательства по кредиту, то в первую очередь ему необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в банк или МФО, в которой он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.
В своем заявлении заемщику нужно указать:
- причину неисполнения своих обязательств.
- свои варианты по погашению в дальнейшем кредита.
К заявлению необходимо в обязательном порядке приложить документы, подтверждающие ухудшение вашего финансового состояния: это может быть информация о вашем финансовом и социальном положении, снижение либо отсутствия доходов, что не позволяет вам исполнять в полном объеме свои обязательства и другое. Непредставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения.
После того, как заемщик предоставит все необходимые документы, банком или МФО будет начата процедура рассмотрения обращения, с учетом таких факторов, как текущее финансовое и социальное положение (платежеспособность) заемщика, единственность залогового жилья, добросовестное исполнение обязательств по займу до наступления просрочки.
Банк или МФО в течение 15 календарных дней должен предоставить заемщику ответ:
- согласиться, приняв предложенные изменения в условия договора;
- предоставить свои предложения по изменению условий договора;
- отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
Согласно законодательству, внесение изменений в условия договора займа предусматривает следующее:
Что делать заемщику, если взаимоприемлемый вариант не найден?
Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, либо кредитором не были проведены процедуры урегулирования просроченной задолженности и не предоставлены мотивированные обоснования, заемщик вправе в течение 15 календарных дней с даты получения решения кредитора обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Внимание! Заёмщик к своему заявлению обязательно должен приложить доказательства обращения в кредитную организацию и недостижения с ней взаимоприемлемого решения. На основании заявления заемщика Агентством будет инициирована документальная проверка в отношении банка или МФО.
Подробнее читайте в разделе "Кредиты"
Фишинг, дипфейки и QR-код: какие схемы распространены среди интернет-мошенников
День сбережений: как научиться копить и достигать финансовых целей
Обязательное автострахование: какой максимальный размер выплаты в 2024 году
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Выездная лекция на руднике в Кызылординской области
Тренинг для педагогов по теме защиты от мошенников провели в Алматы представители финрегулятора