Кредитные мошенники охотятся за персональными данными клиентов банков, микрофинансовых организаций, используя современные методы социальной инженерии и IT-технологии.
С целью снижения количества финансовых преступлений в Казахстане разработали специальный механизм защиты, в рамках которого каждый гражданин может самостоятельно вводить запрет на получение новых кредитов. Как это сделать, расскажет Fingramota.kz.
Самозапрет на выдачу займов («Стоп кредит» или «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев») – это добровольный отказ человека от получения новых кредитов в банках и микрофинансовых организациях (МФО). Установить такой запрет может только сам заемщик. Когда используется данная опция, в кредитной истории заемщика появляется отметка о том, что он решил временно отказаться от получения кредитов. Кредитная организация, запрашивая данные из кредитных бюро, видит такую отметку об ограничении и автоматически принимает решение не выдавать заем клиенту. При этом ограничение не касается ломбардов, а также других организаций, которые не оценивают кредитную историю своих клиентов.
Внимание: если после установления самостоятельного запрета на оформление кредитов на имя человека оформляется заем без его ведома, задолженность автоматически аннулируется.
Как воспользоваться услугой «Стоп кредит»
«Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев» является защитой от кредитных мошенников и доступен на сайте egov.kz и в приложении е-GOV mobile. В данный сервис будут вноситься изменения, согласно предложениям граждан.
Для того, чтобы воспользоваться услугой через компьютер, необходимо:
С телефона также можно подключить данную услугу:
Внимание: услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев» можно отключить в любое время. И важно не передавать свой ЭЦП-ключ посторонним людям!
Соблюдайте цифровую гигиену!
Fingramota.kz просит придерживайтесь простых мер безопасности, которые помогут не попасться в ловушку финансовых мошенников:
Если же вы все-таки раскрыли информацию о своих персональных данных, либо ваши данные, в результате утечки, оказались у третьих лиц, то нужно срочно заблокировать свои карты и поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении, от электронной почты, аккаунтов в соцсетях. И непременно обратитесь в свой банк, а также правоохранительные органы, если мошенники успели снять деньги с вашего счета. Карточку банк заблокирует и перевыпустит новую.
Ваша безопасность в ваших руках. Будьте финансово грамотными вместе с Fingramota.kz!
Пенсионерам на заметку: какие схемы придумывают мошенники по телефону
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Погасить кредит досрочно – выгодно!
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Квишинг: как мошенники атакуют гаджеты казахстанцев