Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в декабре 2020 года

time 4.02.2021
aye 2248
Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в декабре 2020 года

В декабре 2020 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).

Всего в декабре 2020 года Агентством рассмотрено 1 583 обращения физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с ноябрем 2020 года больше на 8% (или 125 обращений). Наибольшая доля обращений пришлась на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), составив 72% от общего количества обращений.

В частности, граждане обращались по вопросам реструктуризации/рефинансирования займов, в том числе условий Программы рефинансирования и прощения задолженности; проверки условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК; обращений банками второго уровня взыскания в безакцептном порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках; нарушения порядка заключения, исполнения и прекращения договора банковского займа. Обращения потребителей финансовых услуг в страховом секторе касались вопросов неосуществления страховой выплаты; в микрофинансовом секторе - проведения проверки деятельности микрофинансовой организации; снижения ставки вознаграждения по микрокредитам; разъяснения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. По деятельности коллекторских агентств граждане обращались в основном в связи с неправомерностью действий сотрудников данных организаций.

В 2020 году потребители финансовых услуг активно обращались за получением разъяснений и консультаций в финрегулятор посредством горячей линии, которая начала функционировать с 26 марта прошлого года.

Всего по состоянию на 1 января 2021 года разъяснения были предоставлены более 23,1 тыс. граждан. Наиболее актуальными вопросами обращений являлись:

- отказы кредиторов в предоставлении отсрочки, реструктуризации займа;

- уведомления кредитных организаций о необходимости осуществления текущих платежей и предупреждений о последствиях просрочки неисполнения обязательств, включая ухудшение кредитной истории;

- распространение сведений коллекторскими агентствами третьим лицам;

- блокировка счетов со стороны финансовых организаций, налоговых органов и ЧСИ;

- случаи финансового мошенничества по онлайн-займам.

 

Примененные меры воздействия и санкции

За декабрь 2020 года по выявленным нарушениям законодательства РК в действиях банков, страховых (перестраховочных) организаций, а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств Агентством применено 8 рекомендательных мер надзорного реагирования, 11 письменных предписаний и 35 административных взысканий на общую сумму 7 513,9 тыс. тенге, в том числе в отношении:

1) банков – 1 административное взыскание на сумму 555,6 тыс. тенге, 7 рекомендательных мер надзорного реагирования;

2) страховых (перестраховочных) организаций – 1 административное взыскание на сумму 277,8 тыс. тенге, 1 рекомендательная мера надзорного реагирования;

3) организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 29 административных взысканий на общую сумму 5 847,1 тыс. тенге, 9 письменных предписаний;

4) коллекторских агентств – 4 административных взыскания на сумму 833,4 тыс. тенге, 2 письменных предписания.

Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: несвоевременного исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, обслуживания банковских займов, несоблюдения внутренних правил, процедур, процессов; неосуществления страховой выплаты, определения размера вреда, причиненного транспортному средству; неуказания и недостоверного указания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита, неуведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, осуществление деятельности, не предусмотренной Законом РК «О микрофинансовой деятельности», несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям; нарушения требований Правил осуществления коллекторской деятельности в части несообщения должнику информации, предусмотренной при первичном контакте, необеспечения хранения материалов аудиозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с должником и предоставления Агентству недостоверной информации.

О ходе реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)

Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями.

В рамках первой части Программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 годы, банками на 1 января 2021 года одобрено 28 804 заявки на рефинансирование на сумму 181,3 млрд. тенге, рефинансирован 27 761 заем на сумму 168,2 млрд. тенге, из них за 2020 год рефинансировано 1 111 займов на сумму 9,9 млрд. тенге.

В рамках второй части Программы банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 1 января 2016 года. За период реализации первой и второй частей Программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге, из них по первой части Программы – 13 418 займов на сумму 90,5 млрд тенге, по второй части – 13 784 займов на сумму 132,1 млрд. тенге.

Таким образом, 100% валютных ипотечных займов населения, соответствующих условиям Программы, конвертированы в тенге по курсу Национального Банка на 18 августа 2015 года (188,35 тенге за долл. США), и для заемщиков исключен валютный риск в будущем.

В рамках третьей части Программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках Программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. Данная работа будет завершена банками до 1 июля 2021 года.

 

 

white-arrow К списку