Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) осуществляет мониторинг и анализ допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и применяет меры надзорного реагирования, меры воздействия и административные взыскания.
За I полугодие 2021 года в отношении банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность и кредитного бюро применено 67 рекомендательных мер надзорного реагирования, 43 письменных предписания и 48 административных взысканий на общую сумму 12 681,6 тыс. тенге, в том числе за II квартал текущего года в отношении банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность применено 36 рекомендательных мер надзорного реагирования, 33 письменных предписания и 20 административных взысканий на общую сумму 5 742,7 тыс. тенге.
О выявленных нарушениях, допущенных банками второго уровня в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
За II квартал 2021 года в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении банков за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
- 28 рекомендательных мер надзорного реагирования;
- 2 письменных предписания;
- 3 административных взыскания по 11 протоколам об административных правонарушениях.
Результаты проведенного анализа показали, что при оказании банковских услуг наиболее частыми нарушениями являлись
За II квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 1 235,9 тыс. тенге.
Основными нарушениями, допущенными несколькими банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
- нарушение срока исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, установленных Законом о платежах[4];
- неуказание ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении при распространении информации о величинах вознаграждения по займам при ее публикации;
- непринятие мер по надлежащей проверке (идентификации) клиента.
О выявленных нарушениях, допущенных страховыми (перестраховочными) организациями в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
За II квартал 2021 года Агентством в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
- 8 рекомендательных мер надзорного реагирования;
Рекомендательные меры надзорного реагирования применены в основном за:
О выявленных нарушениях, допущенных организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
Агентством, при выявлении неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников ООМФД[6], несоблюдения требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа, применяются ограниченные меры воздействия и санкции.
В качестве одной из ограниченной меры воздействия к ООМФД применяется обязательное для исполнения письменное предписание.
По итогам выявленных за II квартал 2021 года нарушений в отношении ООМФД применено:
- 27 письменных предписаний;
- 9 административных взысканий по 1 3 протоколам об административных правонарушениях.
Результаты проведенного анализа показали, что отдельными ООМФД допущены нарушения, связанные с:
Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении ООМФД составила 2 654,5 тыс. тенге.
Основными нарушениями, допущенными ООМФД, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
О выявленных нарушениях, допущенных коллекторскими агентствами в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
Финрегулятором при нарушении коллекторским агентством законодательства Республики Казахстан о коллекторской деятельности, законодательства Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, выявлении неправомерных действий или бездействия руководящих и иных работников коллекторского агентства, взаимодействующих с должником согласно Правилам осуществления коллекторской деятельности, определенным статьей 5 Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности», применяются ограниченные меры воздействия и санкции.
Так, одной из ограниченных мер воздействия является обязательное для исполнения письменное предписание на принятие коллекторским агентством обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению, с представлением в установленный срок плана мероприятий.
По итогам выявленных за II квартал 2021 года нарушений в отношении коллекторских агентств применено:
- 4 письменных предписания;
- 8 административных взысканий по 10 протоколам об административных правонарушениях.
Результаты проведенного анализа показали, что при оказании коллекторских услуг были допущены нарушения, связанные с:
За II квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 1 852,3 тыс. тенге.
Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность, следующие:
- несообщения должнику и третьему лицу полной информации, регламентированной Правилами;
- осуществления взаимодействия с должником и третьим лицом в неустановленное время;
Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества услуг, предоставляемых тем или иным банком, страховой (перестраховочной) организацией, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, страховой (перестраховочной) организацией, ООМФД, коллекторским агентством и кредитным бюро, Агентство размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования), ограниченных мерах воздействия и санкциях (штрафах) на официальном интернет-ресурсе Агентства
Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав могут обратиться в Агентство и по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:
- письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;
- посредством Call-центра: +7 (727) 237 1000 (режим работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00 часов);
- посредством электронной почты: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz;
- посредством мобильного приложения «Fingramota Online» (доступны для скачивания в App Store, в Play Market, также доступна web-версия);
- в Управления региональных представителей Агентства (контактные данные указаны на сайте Агентства).
Также можно обратиться к:
- банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Реквизиты банковского омбудсмана: A05H8F4, г.Алматы, пр. Н. Назарбаева, д.175 офис 302, тел.: +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, www.bank-ombudsman.kz.
- страховому омбудсману, независимому в своей деятельности физическому лицу, осуществляющему на безвозмездной основе урегулирование взаимоотношений между страхователями (выгодоприобретателями) и страховщиками, возникающих из договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Реквизиты страхового омбудсмана: A15Y6Y2, г.Алматы, ул. Рыскулбекова 28/7, 2 этаж
(в здании АО ФГСВ), e-mail: office@omb.kz, www.insurance-ombudsman.kz, тел/факс +7 (727) 382 41-74, +7(727)265-54-70, +7 708 151 5235.
Мошенники «в тренде»: реальные случаи обмана и способы защиты
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора
Дети в безопасности: как защитить их от киберпреступников