Заказывать товары через интернет сегодня не просто модно, но и очень удобно, учитывая, что рабочий график многих людей не всегда позволяет им выехать по магазинам на шопинг. К сожалению, у покупок в интернете есть и обратная сторона - риск обмана со стороны продавца.
Fingramota. kz расскажет о наиболее часто встречающихся видах мошенничества при совершении покупок в интернете и поделиться простыми советами о том, как избежать неприятностей.
Интернет-магазин - не гарантия
Казалось бы, самый верный и надежный способ совершать покупки через интернет - это шопинг в популярных интернет-магазинах. Они доступны в мобильных приложениях многих крупных банков Казахстана. Считается, что на данных площадках можно купить товары без риска быть обманутым, но реальность показывает, что полностью быть уверенным в честности продавцов нельзя и здесь.
Случаи мошенничества сводятся к простой схеме. Покупатель заказывает товар, к примеру самокат, оплачивает его, но поставщик просто не отправляет в нужный срок товар, на звонки не отвечает и вообще не подает признаки своего существования.
Попытаться найти мошенника можно, написав в службу поддержки интернет-магазина. Там выяснят, не мог ли товар потеряться не по вине продавца, а из-за того, что сервис доставки потерял заказанный товар. В этом случае интернет-магазин быстро вернет покупателю деньги. Но если становится известно, что утери со стороны курьерских компаний не было, то необходимо писать заявление в полицию. Даже если речь идет о небольшой сумме, рекомендуется все равно уведомить правоохранительные органы о факте мошенничества, ведь ваш случай может помочь в расследовании более крупных фактов мошенничества этими же лицами.
А чтобы избежать ненужных проблем, желательно перед покупкой посмотреть, какой у продавца рейтинг в приложении, есть ли комментарии. На основании этих данных можно сделать некоторые выводы. Например, если у продавца 5-10 комментариев, написанных за короткое время, то это должно вызвать подозрения. Поищите наименование продавца в поисковых системах, возможно, вы найдете интересные данные о нем, которые помогут избежать неприятностей.
Частные объявления - риски выше
Совершая покупки через сайты частных объявлений, человек рискует нарваться на недобросовестных продавцов. Дело в том, что за красивой фотографией может скрываться самый настоящий мошенник. Типичная схема «работы» мошенников такова, что, когда покупатель находит необходимый ему товар, «продавец» заявляет, что находится в другом городе и сможет отправить товар по почте. При этом, покупателю внушают, что у почты или известной курьерской службы якобы появился новый сервис, позволяющий не выходя из дома в 2 клика оплатить покупку и спустя пару дней получить доставку домой курьером, и все это без комиссии. Для этого продавец якобы сам «создает» посылку на портале, и присылает покупателю ссылку, открыв которую, покупатель должен ввести данные своей карты. Понятно, что после ввода данных у покупателя снимают с карты не сумму за товар, а все деньги. «Продавец» исчезает и до него невозможно дозвониться.
Отметим, что сам портал, на который ведет ссылка от «продавца», по дизайну разработан как у настоящих почтовых сервисов с их логотипами. Понять, что на самом деле это фишинговый сайт, можно лишь по текстовой строке в браузере. Чтобы убедиться, есть ли такой сервис, или нет, лучше позвонить в саму компанию, от имени которой работает сайт, по официальным телефонам, а не тем, что указаны на открывающейся фишинговой странице.
Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"
О запуске спецпроекта по финансовой грамотности для детей
Преимущества и риски инвестиций в ценные бумаги
Зачем нужна страховка и какие могут быть риски в страховании
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
День сбережений: как научиться копить и достигать финансовых целей