Вниманию вкладчиков: срок подачи заявления на получение компенсации по тенговым вкладам завершается 1 января 2023 года

time 28.12.2022
aye 5450
Вниманию вкладчиков: срок подачи заявления на получение компенсации по тенговым вкладам завершается 1 января 2023 года

По данным Казахстанского фонда гарантирования депозитов, по состоянию на 27 декабря 2022 года банки приняли заявления на 298,8 млрд тенге, что составляет 89% от потенциальной суммы компенсации, положенной государством.

До окончания 2022 года казахстанцы все еще могут подтвердить свое согласие на получение компенсации (премии) в размере 10% по тенговым депозитам, открытым до 23 февраля 2022 года включительно. Для этого необходимо подать заявление в банк, где размещен депозит, не позднее 1 января 2023 года!

Большинством банков второго уровня эта услуга реализована в мобильных приложениях, либо на их сайтах. Выплаты компенсации начнутся после 23 февраля 2023 года. Максимальная сумма, на которую может быть начислена 10%-компенсация, составляет 20 млн тенге в одном банке.

Напомним, что в целях поддержки вкладчиков в Казахстане разработаны Правила выплаты компенсации (премии) по депозитам физических лиц, размещенным в национальной валюте (далее – Правила), которые вступили в действие с 12 сентября 2022 года.

По каким вкладам можно получить премию от государства?

Согласно Правилам, получить компенсацию можно только по депозитам в тенге, открытым до 23 февраля 2022 года включительно.

Компенсации подлежат следующие вклады:

- сберегательный, то есть безотзывной депозит без права частичного снятия денег;

- срочный вклад (включая образовательные накопительные вклады и жилищные строительные сбережения).  Премия будет выплачиваться только по этим вкладам и на сумму, не превышающую 20 млн тенге.

При этом премия не распространяется на:

 - вклады до востребования, то есть те, которые открываются банком на неопределенный срок и возвращаются по первому требованию клиента;

- условные вклады;

- текущие банковские счета.

Выплата компенсации по депозитам полагается физическим лицам, резидентам и не резидентам, в том числе индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным судебным исполнителям, адвокатам, профессиональным медиаторам. 

Если у вкладчика несколько депозитов в одном банке, то компенсация будет выплачена на общую сумму в пределах 20 млн тенге. При этом, если у вкладчика депозиты в разных банках, то премия будет начислена по каждому вкладу и тоже в пределах 20 млн тенге.

Вкладчики могут получить премию по своим тенговым вкладам, если:

- срок их вклада не истек или был продлен (один или несколько раз) до 23 февраля 2023 года включительно;

- договор банковского вклада не был прекращен, и вкладчик не снял все свои сбережения с депозита полностью.

Как рассчитывается компенсация?

Главное условие выплаты компенсации – это сумма на депозите, которая была на конец операционного дня 23 февраля 2022 года, и она должна оставаться неизменной в течение года. То есть вкладчик не должен снимать деньги с депозита!

Если вкладчик, допустим, снял часть средств с депозита или пополнил счет, то компенсации подлежит минимальный остаток на депозите за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно.

Важно! Для получения максимальной премии от государства не рекомендуется снимать средства с депозита в течение года – с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно! Если были движения по счету, то компенсации подлежит минимальная сумма, которая была зафиксирована на этом депозите в течение года. Специально открывать отдельные счета для выплаты компенсации не нужно!

Разберем механизм выплаты компенсации на примерах.

Пример №1. Если у вкладчика на компенсируемом депозите сумма с 23 февраля 2022 года до 23 февраля 2023 года составляла 5 млн тенге, при этом не пополнялась и не изымалась, то ему будет начислена премия государства в размере 10%, то есть 500 тыс. тенге. 

Если в этот же период вкладчик пополнит депозит или снимет частично свои средства, то премия в размере 10% будет начислена на минимальный остаток, зафиксированный на конец операционного дня за данный период.

Пример №2.  У вкладчика на компенсируемом депозите на конец дня 23 февраля 2022 года было 500 тыс. тенге. В течение года, до 23 февраля 2023 года, он частично снимал деньги, и минимальный остаток на депозите был 200 тыс. тенге. Он также пополнял депозит, в итоге на 24 февраля 2023 года сумма на его депозите составила 800 тыс. тенге. Премия в размере 10% будет начислена на 200 тыс. тенге, потому что, согласно Правилам, компенсация начисляется именно на минимальный остаток.

Банки в течение 2 рабочих дней зачисляют премию на текущие банковские счета вкладчиков после получения сумм компенсации от Фонда проблемных кредитов (ФПК) и Казахстанского фонда устойчивости (КФУ). В случае отсутствия текущего счета, необходимо обратиться в банк, где открыт компенсируемый депозит.

Важно! Вкладчикам необходимо помнить, что, согласно Правилам, для получения компенсации не допускается полное изъятие денег.

Куда обращаться за дополнительной информацией?

В случае возникновения вопросов по Правилам выплаты компенсации, граждане могут обратиться в Национальный Банк, который совместно с Правительством РК реализует программу защиты тенговых вкладов, по номеру «1477». 

За защитой своих прав потребители финансовых услуг могут обратиться официально в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) посредством портала egov.kz, информационной системы «e-Otinish», либо письменно по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21.

Жители регионов могут обратиться в Управления региональных представительств Агентства – по месту жительства.

Кроме того, в Агентстве функционирует Общественная приемная, где граждане могут получить консультации информационно-справочного характера и оперативно решить вопросы, касающиеся деятельности регулятора.

Для того, чтобы записаться в Общественную приемную Агентства, необходимо направить на электронный адрес Yermek.Utemisov@finreg.kz свои ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему «Запись на прием граждан», либо сообщить данную информацию работнику Общественной приемной, позвонить в call-центр Агентства по номеру «1459» или написать через мобильное приложение «Fingramota Online».

white-arrow К списку