Неделя финансовой грамотности в университете «Туран» прошла для студентов и преподавателей вуза. Мероприятие поддержали Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (Агентство) и Ассоциация финансистов Казахстана (АФК).
20 апреля 2022 года в университете «Туран» состоялся круглый стол на тему: «Финансовая грамотность как фактор повышения благосостояния населения». В нем приняли участие представители финрегулятора, АФК, Департамента государственных доходов по Западно-Казахстанской области, АО СК «Centras insurance», ТОО «Pro Consulting», которые также провели краткие обучающие лекции для студентов и преподавателей вуза.
22 апреля при поддержке Агентства и АФК прошла олимпиада для студентов по финансовой грамотности, где были представлены научные проекты студентов на темы по инвестиционной привлекательности Казахстана, финансовому моделированию, цифровой валюте, перспективам развития банковского сектора и другие. Помимо научных проектов, студенты проходили тестирование и решали задачи в области финансов.
О деятельности финансового регулятора, а также реализуемых проектах по повышению финансовой грамотности населения участникам мероприятия рассказала начальник управления повышения финансовой грамотности Агентства Сауле Ынтыкбаева.
«В январе 2021 года Агентство запустило обновленную версию обучающего интернет-ресурса www.fingramota.kz, и было создано несколько новых разделов. Преимуществами новой версии сайта стала улучшенная поисковая система и внедрение версии для слабовидящих, которая сопровождается голосовым помощником.
Материалы сайта используются как потребителями финансовых услуг, так и представителями средств массовой информации, являясь источником официальной информации по финансовой грамотности. Среднемесячная посещаемость сайта Fingramota.kz за 2021 году выросла на 20% до 84 тыс. человек, в 2020 году она составляла 67,3 тыс.», - отметила С. Ынтыкбаева. По ее словам, на сайте Fingramota.kz с 2021 года функционирует новый сервис «Онлайн-консультант», посредством которого пользователи могут задать вопросы, касающиеся деятельности банков второго уровня, микрофинансовых организаций, коллекторских агентств, а также вопросы по противодействию мошенничеству и финансовым пирамидам.
С. Ынтыкбаева рассказала, что Агентством на ежегодной основе проводятся социологические исследования по оценке уровня финансовой грамотности казахстанцев, которые размещены на обучающем сайте www.fingramota.kz. Методология расчета индекса финансовой грамотности соответствует параметрам Организации экономического развития и сотрудничества и включает в себя анализ трех показателей: управление собственными финансовыми средствами, использование финансовых услуг и уровень информированности населения о финансовой системе.
«Прослеживается планомерный рост индекса финансовой грамотности в Казахстане: в 2020 году он был на уровне 39,07 %, а в 2021 году – составил 39,52 %, что близко к среднемировому, – проинформировала она. – В 2021 году наиболее высокий показатель зафиксирован у показателя «Управление собственными финансовыми средствами» – 42,57%, хотя молодежь, по результатам последнего социсследования, испытывает некоторые трудности в освоении этого важного навыка. Зато у студентов изменился в сторону повышения показатель «Информированность о финансовой системе», который составил в 2021 году 35,45%».
В целом социсследование за 2021 год, по словам спикера, выявило необходимость формирования у молодежи навыков планирования бюджета, инвестирования в различные финансовые инструменты, а также в информационном просвещении по темам финансовой грамотности и кредитной ответственности для грамотного выбора финансовых продуктов и услуг, решения вопросов, связанных с финансированием и приобретением жилья, обучением. «Данная целевая группа довольно часто становится жертвой финансовых мошенников, попадая на разные уловки злоумышленников», – отметила С. Ынтыкбаева.
В свою очередь, главный специалист Управления повышения финансовой грамотности Агентства Индира Нурахметова рассказала о проводимой работе в рамках проекта Fingramota.kz, связанной с противодействием мошенничеству и финансовым пирамидам. «Зачастую люди начинают искать информацию по финансовой грамотности только после того, как в их жизни появляются денежные трудности, к примеру, с исполнением своих кредитных обязательств, или когда столкнулись с финансовыми мошенниками. Наиболее подвержены к уловкам финансовых мошенников социально уязвимые группы населения: дети, студенты, пенсионеры, жители отдаленных сел и районов. В силу своей доверчивости они часто ведутся на уловки мошенников и их легче вовлечь в сети финансовых пирамид», – конкретизировала представитель финрегулятора.
И. Нурахметова ответила на вопросы участников мероприятия и дала рекомендации по соблюдению простых правил кибербезопасности.
«Никогда не переходите по подозрительным ссылкам и не скачивайте незнакомые приложения из неизвестных источников. Не заполняйте анкеты и не оставляйте свои контакты на сайтах, которые могут быть фишинговыми, – отметила она, особо подчеркнув, что важно держать в сохранности свои персональные данные. – Никому и ни при каких обстоятельствах не давайте свои пароли к электронной почте, аккаунтам в соцсетях, полные реквизиты карты. Если вы столкнулись с мошенничеством, обращайтесь в правоохранительные органы, а в случаях с финансовой пирамидой, можете сообщить об этом в Агентство через call-центр по номеру: + 7 (727) 237 1000».
Представитель финрегулятора добавила, что граждане также могут адресовать свои вопросы напрямую в Агентство через мобильное приложение «Fingramota Online», которое функционирует с 25 июня 2020 года. В нем представлено 14 тематических разделов. Специально создан раздел «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество», где пользователи могут сообщить о мошеннических схемах, с которыми столкнулись, о подозрительных ссылках, аккаунтах в социальных сетях, онлайн-группах и иных фактах мошенничества, в том числе создании финансовых пирамид.
Директор по защите прав потребителей Ассоциации финансистов Казахстана Лаззат Усенбекова озвучила предложения по интеграции финансовой грамотности в программы среднего и высшего образования, включая интеграцию элементов финансовой грамотности в ряд школьных дисциплин, повышение квалификации преподавателей в системе МОН РК, подготовку тренеров, разработку целевых обучающих программ. «Мы считаем данные предложения актуальными, надеемся, что в рамках реализации Концепции они будут реализованы совместно с заинтересованными государственными органами», – добавила она.
«Одним из важных направлений повышения финансовой грамотности населения является налоговая грамотность, как и правовая», – отметил следующий докладчик, руководитель Департамента государственных доходов по Западно-Казахстанской области Бауыржан Айнабеков. Он рассказал студентам о всеобщем декларировании.
Доцент кафедры «Финансы» университета «Туран» Роман Маргацкий в интерактивном формате рассказал об инвестиционной грамотности населения и ее ключевых вызовов. «Дети являются одной из важнейших целевых аудиторий, поскольку из финансово грамотных детей в дальнейшем вырастают финансово грамотные взрослые. Уже в раннем возрасте необходимо закладывать навыки планирования бюджета, сбережений и инвестирования. Молодежи финансовая грамотность может помочь в решении вопросов оплаты образования или жилищной проблемы через финансовое планирование, эффективное управление как личными, так и привлеченными финансовыми ресурсами», – сказал он.
О том, какие еще финансовые инструменты существуют в Казахстане и которые позволяют не только накопить, но и защитить свою жизнь и здоровье, сообщил заместитель директора департамента страховой безопасности АО СК «Centras insurance» Сергей Вергель. Студентам он рассказал о приоритетных направлениях рынка страхования, поделился информацией, как получить страховую выплату и куда следует обращаться.
Завершил мероприятие эксперт в области проектного финансирования и финансового менеджмента Рустам Караханов. Он отметил, что знания по финансовой грамотности могут помочь будущим предпринимателям при составлении бизнес-плана и ведении своего дела. Успех в бизнесе, по его словам, зависит от продуманной идеи, которую обязательно нужно сначала тщательно изучить и проанализировать.
Отметим, что все обучающие мероприятия, проводимые Агентством в рамках проекта Fingramota.kz, являются бесплатными, и, в случае интереса к проведению лекций и вебинаров по финансовой грамотности, можете написать нам на электронный адрес: fingramota@finreg.kz или позвонить по номеру Call-центра: + 7 727 237 1000.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях и будьте финансово грамотны вместе с Fingramota.kz!
Дети в безопасности: как защитить их от киберпреступников
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Пенсионерам на заметку: какие схемы придумывают мошенники по телефону