Блокировка карты

time 18.11.2019

КАРТА ЗАБЛОКИРОВАНА. КАК БЫТЬ?

С туристами порой такое случается: шоп-тур за рубежом удался, но как дошло дело до оплаты – карта оказалась заблокирована. Судорожно ищешь наличные и с сожалением выкладываешь несостоявшиеся покупки обратно. А все потому, что забыл предупредить банк о поездке и снять ограничение на платежи или снятие наличных за рубежом.

Но это не единственная причина, по которой карта блокируется банком. Рассмотрим самые типичные случаи. Fingramota.kz поделится советом, как поступать в таких ситуациях.

Фродо-опасные страны

Как правило, у многих казахстанских банков есть перечень фродо-опасных стран, то есть стран с повышенным риском мошенничества с использованием платежных карточек. Поэтому они устанавливают ограничения на проведение карточных операций на территории этих стран.

Список таких стран можно посмотреть на сайте банка, прежде чем отправиться за границу. Если это сделать своевременно и через личный кабинет снять ограничения на время поездки, то не придется выкладывать обратно товары в бутике и краснеть перед официантом, набирая мелочь на кофе по карманам.

Если опция снятия ограничения не предусмотрена онлайн, можно позвонить в call-центр, чтобы снять блокировку. Конечно, это займет время, но сохранность денег, особенно в чужой стране, важнее… Впрочем, даже находясь за рубежом, можно войти онлайн в личный кабинет и разблокировать или заблокировать карту.

Правомерно ли ограничение банком операций по картам во фродо-опасных странах? В Национальном Банке Казахстана на этот вопрос ответили компетентно и однозначно: «Да, подобные ограничения могут применяться банками в целях защиты денег клиентов от несанкционированных доступов».

Когда банк вправе заблокировать карту

В каких еще случаях, и на каких основаниях банк может ввести полный или частичный запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег?

Эти случаи прописаны Пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205.

Так, банк-эмитент может заблокировать платежную карточку, если:

· владелец платежной карточки сообщил менеджеру банка об ее утере, краже или несанкционированном использовании;

· держатель «пластика» не исполняет договор о выдаче платежной карточки;

· не соблюдается внутренний документ пользования платежной карточкой, предусмотренный договором между сторонами.

Условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться.

Как пояснили в Нацбанке, в законодательстве нет отдельного понятия «карточный счет». Поэтому платежная карточка является инструментом доступа к банковскому счету ее держателя. В случае блокировки карты банковский счет открывается клиенту при его обращении в банк.  

Ограничения на банковский счет

Понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек. Согласно статье 27 Закона «О платежах», на банковский счет клиента могут быть наложены ограничения. Речь идет о приостановлении расходных операций; временном ограничении распоряжения имуществом; аресте на деньги, находящихся на банковском счете.

· Ограничение на проведение расходных операций может быть наложено на основании распоряжений уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Например, при неуплате налогов; ведении следственных работ; наличии подозрений на мошеннические операции и другое.

· Основанием для ограничений может стать информация Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК ( далее – КФМ МФ РК) об организациях и физических лицах, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

· Арест может быть наложен судами на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством страны и Законом об исполнительном производстве.

А если карта зарплатная?

Никаких послаблений и льгот зарплатная платежная карточка не дает. Она ничем не отличается от обычной платежной карточки. Поэтому блокировка зарплатной платежной карточки может быть осуществлена на общих для карт основаниях, в соответствии с условиями блокирования, установленными в договоре о ее выпуске.

Приостановление расходных операций по банковскому счету или арест денег, находящихся на счете, осуществляется в соответствии с нормами, установленным законодательством. То есть если будут соответствующие распоряжения уполномоченных госорганов или должностных лиц о приостановлении расходных операций по банковскому счету клиента или актов о наложении ареста, тогда карточка блокируется.

Банк обязан уведомить о санкциях?

В договоре о выпуске платежной карточки все должно быть прописано: и порядок, и способы, и случаи направления соответствующих уведомлений банком клиенту. Эти взаимоотношения банка и клиента регулируются договорными отношениями. Fingramota.kz еще раз напоминает: внимательно читайте договор! 

Банк вправе заблокировать какую-либо транзакцию?

Да, может. К примеру, при прохождении по платежной карточке сомнительной, подозрительной операции. Чтобы предотвратить несанкционированные (мошеннические) операции с карточкой, банками могут быть установлены системные ограничения на отдельные их виды. Условия их установления, а также порядок снятия опять-таки оговорены в договоре по выпуску платежной карточки.

Нормами Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что банки в целях предупреждения и пресечения таких фактов, обязаны при признании операции подозрительной незамедлительно сообщить в КФМ МФ РК до ее проведения. Комитет, получив сообщение о подозрительной операции, вправе приостановить ее в случае, если она на момент получения информации еще не совершена.

При этом если клиент банка – организация или физическое лицо – включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, банки обязаны незамедлительно приостановить расходные операции по их банковским счетам.

Что делать, если карта или счет заблокированы?

Ели это произошло, необходимо обратиться в службу поддержки банка. В случае ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете клиента, на основании соответствующих актов/решений/распоряжений уполномоченных госорганов или должностных лиц, за разъяснениями следует обращаться в соответствующий уполномоченный госорган или к должностному лицу.

В случае блокировки платежной карточки операция по банковскому счету, привязанному к ней, может быть проведена через кассу в отделении банка-эмитента. При этом необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность.

Можно разблокировать карточку самостоятельно?

Только в том случае, если платежная карточка была заблокирована самим клиентом, разблокировать ее можно самостоятельно в личном кабинете на интернет-ресурсе банка.

В любом случае при блокировке платежной карточки банком либо приостановлении расходных операций по банковому счету владельцы карт могут отправить запросы в банк и им должны быть представлены разъяснения. Если у вас возникли сомнения в законности действий банка, вы всегда можете обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и в финансовый регулятор. Связаться с представителями департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Казахстана можно здесь (гиперссылка идет на обратную связь).


white-arrow К списку