В поисках кредита с весьма заманчивыми условиями вы можете столкнуться с финансовыми мошенниками. К примеру, на вас может выйти менеджер банка или микрофинансовой организации (МФО), которых вообще не существует. Fingramota.kz расскажет подробнее.
Через мобильное приложение «Fingramota Online» в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) поступил вопрос от пользователя, является ли организация, с которой он столкнулся, мошеннической. Он рассказал, что подавал заявки через интернет-сайты финансовых организаций на получение онлайн-кредита. И к нему позвонил «онлайн-кредитор», который сообщил об одобрении займа на сумму 300 тыс. тенге, но для получения денег потребовал перечислить на карту 60 тыс. тенге якобы для страховки от возможной просрочки. Как сообщил «менеджер» этой «кредитной» организации, деньги будут перечислены на карточку, которая впоследствии достанется ему, как клиенту, и будет в скором времени доставлена курьером. Видимо, пользователь заподозрил неладное, он выяснил, что онлайн-кредитор не включен в официальный реестр финрегулятора.
Как вывести кредитных мошенников на чистую воду?
Злоумышленники могут прикрываться сотрудниками банков второго уровня (БВУ), МФО. Чаще всего они используют названия и логотипы крупных и известных финансовых организаций, но, как оказалось, мошенники придумали иные схемы обмана. Они выходят на связь к клиентам от лица неизвестных, точнее выдуманных, финансовых структур. Это так называемые кредиторы-призраки. В странах СНГ такой вид мошенничества получил распространение в период пандемии.
У кредитора-призрака есть своя страница в интернете, причем фишинговая. Иногда на подставном сайте даже могут быть указаны контакты организации, размещены нарисованные сертификаты и лицензии, и дизайн веб-страницы может быть разработан довольно грамотно, без видимых грамматических ошибок и с качественной версткой. Несмотря на это, раскусить таких аферистов довольно легко.
Нужно открыть сайт Агентства www.gov.kz, раздел «Финансовые рынки» и далее «Банковский сектор» или «Иные финансовые организации» – это смотря, с какой организации с вами связались, из банка или МФО. В разделе «Реестры разрешений и уведомлений» представлен список кредитных организаций, которые работают в Казахстане легально и имеют соответствующую лицензию от финансового регулятора. Это означает, что, в случае нарушений с их стороны, потребители финансовых услуг могут обратиться за защитой своих прав в Агентство, где им обязательно помогут.
Поэтому при принятии важных решений, связанных с деньгами, нужно взять паузу. Не следует торопиться и следовать инструкциям псевдосотрудников финансовых организаций. Лучше все перепроверить и получить консультацию в Агентстве, обратившись через мобильное приложение «Fingramota Online» или посредством call-центра по короткому номеру «1459» (звонок бесплатный).
Мошенники используют методы социальной инженерии, поэтому некоторые люди при взаимодействии с ними теряют бдительность и могут сообщить свои персональные и платежные данные, перевести деньги на указанные карты, либо скачать различные приложения, таким образом предоставив злоумышленникам дистанционный доступ в свои гаджеты.
Какие схемы еще используют кредитные мошенники?
Кредиторы-призраки – один из новых способов мошенничества, который еще не получил широкого распространения. Также существуют другие схемы, с которыми некоторые граждане уже столкнулись, – это «черные кредиторы» или кредитные посредники. Чаще всего они предлагают услуги по оформлению «льготных онлайн-кредитов», «микрозаймов с низкой процентной ставкой», «честных кредитов без переплат». Для них не имеет никакого значения, плохая ли кредитная история у заемщика, каков у него уровень дохода, официально ли он трудоустроен, есть ли у него пенсионные отчисления. Жертвами таких мошенников становятся те, кто находится в поиске «выгодных» кредитов, срочных и легких денег взаймы.
Те заемщики, у которых уже есть действующие кредиты, могут столкнуться с другой «когортой» мошенников – они предлагают взять обязательства по оплате кредита на себя. Для этого заемщику необходимо оплатить только часть от общей суммы займа – от 10 до 40%. К примеру, если у заемщика имеется задолженность по кредиту в размере 300 тыс. тенге, то оплатив всего лишь 50 тыс. тенге данным лицам, он якобы погасит всю сумму займа. Мошенники аргументируют это тем, что у них имеются связи в банках и МФО, либо они сами там работают, или у них проходят различные акции по частичному списыванию задолженности постоянных клиентов.
Кредитные посредники высылают клиенту сообщение на мобильный телефон через специальные сервисы подмены номера, что кредит погашен. Или они могут запросить дополнительную сумму денег, якобы необходимую для дальнейшего решения вопроса: оплата комиссии за досрочное погашение, за страховку, доставку карточки и т. д. Мошенники также могут попросить заемщика сообщить код из SMS, с их слов – «для подтверждения процедуры передачи займа». Но на самом деле это код, который высылают дистанционные сервисы финансовых организаций выдачи кредитов для подтверждения личности. Передав его мошенникам, вы даете им ключ к своему мобильному банкингу, а значит, доступ к своим деньгам.
Иногда мошенники-кредиторы могут действительно перечислить на ваш счет деньги, не запросив при этом предоплаты. Но здесь тоже таится опасность, если вы этими деньгами воспользуетесь. Потому что спустя время может «прилететь» требование от настоящего банка, МФО или коллекторов погасить долг. Дело в том, что мошенники успели оформить кредит на ваше имя, а сняв деньги, часть их, либо совершив денежный перевод, вы тем самым подтверждаете, что кредитом воспользовались.
Кроме того, «черные кредиторы» могут предложить почистить информацию, содержащуюся в персональном кредитном отчете заемщика за символическую плату, якобы удалив из нее сведения о просрочках и иную информацию по желанию клиента. Для этого злоумышленники запрашивают конфиденциальные данные своей жертвы, включая реквизиты платежной карты. Пользуясь неосведомленностью заемщиков, аферисты утверждают, что кредитная история хранится всего 5 лет, и все займы ранее этого срока автоматически удаляются. Получив нужные сведения, мошенники получают доступ ко всем банковским счетам, и с помощью онлайн-банкинга оформляют на своего «клиента» крупные кредиты.
Знайте! Никаких посредников между клиентами и БВУ, МФО, которые могут помочь с оформлением банковского займа или микрокредита, не бывает! Это мошенники, которые, заполучив ваши деньги, отключают телефон и исчезают. Никогда не обращайтесь за финансовыми услугами, предусматривающими предоплату. Никому не давайте денежного вознаграждения за оформление кредита и не передавайте посторонним лицам информацию о себе и своей карте.
Что касается кредитной истории – да, с 2022 года при запросе персонального кредитного отчета из кредитного бюро отображается информация за последние 5 лет (ранее было 10 лет). Однако это не означает, что просрочки, допущенные, к примеру, 15–20 лет назад, будут аннулированы. Они будут отображены в полной версии кредитного отчета, которую кредитные бюро обязаны предоставлять по запросам заемщиков, а также банков, МФО, коллекторских агентств и других лиц. Имейте в виду, что запрашивать вашу кредитную историю финансовые институты и другие организации могут исключительно с вашего письменного согласия. Проверяйте свою кредитную историю регулярно – только так вы сможете узнать о мошенничестве и, соответственно, оперативно отреагировать.
Только мошенники предлагают за определенную сумму:
- оформить заем в кредитной организации и передать часть полученных средств посредникам, которые вместо вас будут платить по кредиту;
- списать все долги по всем вашим банковским займам и микрокредитам;
- помощь в оформлении беззалогового кредита под низкий процент с обязательной предоплатой (авансом).
Что делать, если вы стали жертвой кредитных мошенников?
Напишите заявление в полицию и получите постановление о признании вас потерпевшим.
Если вы передали мошенникам свои личные и платежные данные, то нужно незамедлительно заблокировать свою карточку, перевыпустить новую и сменить свои документы. Также желательно изменить пароли во всех своих аккаунтах и личных кабинетах: в мобильном банкинге, электронной почте, соцсетях. Если вы скачали сомнительное приложение, нужно его немедленно удалить и сделать сброс данных до заводских настроек.
Если вы получили деньги по ошибке, то не стоит их переводить самостоятельно. Обратитесь в отделение банка, напишите заявление, чтобы банк сам перевел деньги адресату.
Будьте всегда бдительны и аккуратны, соблюдайте простые правила безопасности, чтобы уберечь свои средства от злоумышленников и не стать заложником «чужого» кредита.
Повышайте свою финансовую грамотность вместе с www.fingramota.kz!
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»