Вы отправили деньги знакомому, а он их не получил. Выяснилось, что при переводе вы ошиблись в цифре номера мобильного телефона или реквизитов карты, счета, и сумма ушла к совершенно постороннему человеку. Хорошо, если получится договориться с ним о возврате платежа, предназначенном не ему. А если нет? Кстати, бывает и так, что на ваш счет поступили средства, но вы не знаете, кто отправитель.
Fingramota.kz расскажет, как поступить в этих ситуациях.
Вариант №1. Вы ошиблись и перевели деньги чужому человеку
Осуществить возврат денег сложно, но возможно. После поступления средств на счет другого человека или организации банк уже не сможет перевести их обратно. Он и не обязан это делать. Конечно, вы можете попробовать связаться с получателем и попросить совершить возврат суммы добровольно. При отказе остается только обратиться в суд и подать исковое заявление о взыскании денег, так как в действующем законодательстве, согласно Гражданскому кодексу РК, данное действие рассматривается как «неосновательное обогащение». Также вы можете взыскать вознаграждение за пользование вашими деньгами по действующей ставке рефинансирования Национального Банка РК.
Что делать, если деньги отправлены по чужому номеру телефона?
Вы совершили мгновенный платеж по номеру телефона, но ошиблись в цифре. Данную операцию нельзя отозвать через банк. Попробуйте связаться с получателем и объяснить, что вы совершили перевод по ошибке, попросите вернуть сумму, которая поступила. Порекомендуйте проверить счет, чтобы человек вам поверил и не принял за мошенника. Получатель может войти в ваше положение и вернуть деньги обратным переводом.
Что делать, если деньги отправлены по чужому номеру карты или счета?
Если вы ошибочно отправили деньги по некорректному номеру карты или счета, вам необходимо обратиться в банк, объяснить все и выяснить у менеджера, как можно вернуть деньги. При этом в данном случае банк также не может в одностороннем порядке отозвать платеж. У каждого банка существует своя процедура решения таких вопросов. Зачастую, если перевод был успешно отправлен на некорректный банковский счет, деньги можно вернуть только при согласии получателя.
Если перевод средств находится в процессе, тогда операцию еще возможно отменить. Если вы ошиблись и указали несуществующие банковские данные, платеж не будет совершен, и возврат денег произойдет автоматически.
Что делать, если деньги не удалось вернуть предыдущими способами?
Если получатель отказывается возвращать ваши деньги, а сумма действительно значимая, вы можете подать исковое заявление в суд. Но вы должны четко понимать, что вся эта процедура потребует вашего времени, терпения и материальных ресурсов. Для того чтобы справедливость восторжествовала, вам необходимо представить суду убедительные доказательства того, что данную сумму вы отправили по ошибке. К примеру, показать номер телефона или реквизиты карты вашего знакомого, куда вы намеревались перевести средства. Или распечатать выписку со счета, на которой видно, что вы, допустим, ежемесячно переводили на один и тот же счет определенную сумму денег, а в этом месяце случайно перевели деньги на другой счет. Вы также можете обратиться к сотовому оператору и попросить предоставить детализацию звонков, чтобы доказать, что ранее вы не контактировали с данным человеком и позвонили ему только после ошибочного перевода денег.
Со своей стороны, получатель денег должен будет предоставить четкие доказательства и права на получение данной суммы. К примеру, он может заявить, что это деньги за якобы оказанную услугу или благотворительность с вашей стороны, однако должен будет это доказать. При отсутствии таких подтверждений суд обяжет получателя совершить возврат всей суммы.
Вариант 2. Вам поступил ошибочный перевод
Если разобраться, то вы, конечно же, не обязаны тратить свое время на то, чтобы найти горе-отправителя и совершить возврат средств. Брать чужие деньги не хорошо, да и по закону получение таких денег считается неосновательным обогащением. Поэтому лучше вернуть деньги отправителю, так как он в свою очередь в любой момент может подать на вас в суд. Но для начала надо убедиться, что деньги действительно есть на вашем счету, и это не происки финансовых мошенников.
Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников?
Злоумышленники часто рассылают SMS-сообщения от лица банков и иных финансовых организаций о поступлении некой суммы на ваш счет, а после этого звонят и просят произвести возврат. Вот поэтому, прежде чем совершить обратный перевод, убедитесь, что средства действительно поступили. Это можно сделать через мобильное банковское приложение, или связавшись с оператором банка по официальному номеру.
Обязательно убедитесь в том, что это ошибочный перевод, а не фейковый.
Возможно, эти деньги по праву принадлежат вам и поступили они от источников, которые перевели средства на ваш счет. Например, ваш должник наконец вернул деньги или компания сделала перерасчет. Случаи могут быть разными.
Изучите выписку по своему счету, чтобы понять, от кого и когда поступил деньги. Если вы на 100% убедились, что перевод денег был ошибочным, а отправитель с вами так и не связался, обратитесь в банк. Напишите письменное заявление о согласии на возврат суммы, и финансовый институт проведет обратный платеж согласно процедурам возврата платежей по законодательству РК.
Будьте внимательны при переводе денег, перепроверяйте реквизиты карты и номера телефонов. Повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Мошенники «в тренде»: реальные случаи обмана и способы защиты
Золотые горы и легкая нажива: почему нельзя верить обещаниям мошенников
«Кредит до зарплаты»: что изменилось в условиях предоставления таких микрозаймов
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора