Даже взрослым не всегда удается отложить деньги с зарплаты и удержаться от импульсивных покупок. Привить финансовую дисциплину ребенку – еще более сложная задача. Fingramota.kz даст несколько рекомендаций, как научить вашего ребенка правильнее распоряжаться деньгами.
Интересный факт – согласно социсследованию по финансовой грамотности, проведенному Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка в 2023 году, треть казахстанцев (30,2%) самостоятельно принимают решения по распределению денег из семейного бюджета на различные траты. Предпочитает, чтобы семейным бюджетом распоряжались родители – четверть опрошенных, достигших совершеннолетия (24,3%). И только незначительная доля респондентов – их 3,1% – передают ответственность за финансы своим детям.
Опрос граждан по распределению семейного бюджета также выявил, что некоторые семьи придерживаются мнения, что детей нужно ограждать от денежных вопросов, и что «вмешивать их в материальные дела семьи, по меньшей мере, неприлично». «Роль родителей в виде ограничителя «дети-деньги» по всей вероятности могут стать предпосылкой несформированной финансовой компетенции, инфантилизма в отношении к деньгам», – говорится в социсследовании. Опрос граждан по теме распределения семейного бюджета также выявил, что некоторые семьи придерживаются мнения, что детей нужно ограждать от денежных вопросов. Это убеждение, которое по мнению исследователей, тянется со времен социалистической идеологии построения общества, когда вмешивать детей в финансы семьи считалось неприличным. Это отразилось и на взрослых, которые росли в советский период, потому что почти 36% возрастной группы от 30 до 49 лет отдают свои деньги в управление родителям. В исследовании говорится, что такое поведение может быть показателем «несформированной финансовой компетенции, инфантилизма в отношении к деньгам».
Чтобы сберечь детей от этого, их нужно обучать их финансовой грамотности с дошкольного возраста, прививая правильное отношение к деньгам.
С чего начать?
Чтобы ребенку было легче освоиться, можно преподнести знания в форме игры. К примеру, начать с реальных купюр. С помощью банкнот можно рассказывать, откуда они берутся и как работают. Дети должны понять, что любая покупка – результат труда родителей.
Объясните ребенку, что покупка игрушки будет стоить вам нескольких часов рабочего времени. И если ваши дети делают «дорогие» запросы, им стоит объяснить, что их реализация потребует больше усилий в виде переработки или работы в выходной день. Важно не перегнуть палку и не вызвать у ребенка чувство вины. Чтобы не получилось так, что ребенок винит себя, потому что его родители пропадают на работе и не уделяют ему время.
Детям, которые учатся в начальной школе, можно рассказать о том, как можно копить деньги и зарабатывать на этом.
Создайте «домашний банк», чтобы ребенок мог копить в нем деньги и потом потратить их на покупку игрушек, книг или оплату любимых игр. Купите большую копилку, а ребенка «назначьте» банкиром. Пополнять «банк» может как ребенок, откладывающий с карманных денег, так и родители. Такой способ позволит понять, что заработанные деньги можно не только тратить, но и сохранить, и приумножать.
Обязательно объясняйте детям принцип распределения доходов, лучше всего это делать на личном примере. Вода, газ, отопление, продукты питания, одежда и развлечения – все это далеко не бесплатно. Детям важно рассказать, какую часть зарплаты вы тратите на нужды семьи, а сколько удается отложить.
Подробнее читайте в разделе "Планируем бюджет"
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»