В рамках реализации Плана мероприятий Концепции повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка выработаны меры, направленные на повышение физической доступности финансовых услуг для лиц с инвалидностью.
Для обеспечения финансовой инклюзии в 2020 году совместно с Комиссией по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева при Агентстве создана специальная Рабочая группа.
На основе предложений Рабочей группы приняты Методические рекомендации по обеспечению доступности финансовых услуг и созданию безбарьерной среды для лиц с инвалидностью. Для исполнения рекомендаций Рабочей группы, банками реализуются индивидуальные планы по модернизации технической инфраструктуры отделений, адаптации сайтов и мобильных приложений, подготовке квалифицированного персонала по работе с данной категорией лиц. Составлена «Карта доступности» 204 отделений банков в городах республиканского значения – Астана, Алматы, Шымкент, в которых частично обеспечена инфраструктура для лиц с инвалидностью.
Для усиления мер по обеспечению физической доступности и созданию безбарьерной среды, Агентством проведен мониторинг отделений банков, инфраструктура которых наиболее приспособлена для лиц с инвалидностью. По результатам мониторинга в трех банках второго уровня инфраструктура отвечает потребностям всех категорий лиц с инвалидностью.
Так, в отделениях АО «Bereke bank» №111 «Нурлытау» (г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 13/1) и АО «Банк ЦентрКредит» №0502 (г. Алматы, ул. Тимирязева, 42) обеспечен полный и беспрепятственный доступ для лиц с инвалидностью. Они оснащены тактильными обозначениями путей движения, звуковым маяком, поручнями, наклонным подъемником. Вблизи отделения имеются парковочные места со знаком «Инвалид». На входе в отделение размещена кнопка вызова персонала и мнемосхема для лиц с нарушениями зрения. Входная группа выполнена из ударопрочного материала, на дверях размещены маркировки желтого цвета для слабовидящих.
Внутри помещения лица с инвалидностью могут передвигаться по всему пространству отделения: отсутствуют пороги и бортики. В тех отделениях, где невозможно установление пандусов, имеются гусеничные подъемники. Также в отделениях предусмотрена туалетная комната, адаптированная для лиц с инвалидностью, путь движения до которой оснащен тактильными обозначениями.
Работники операционного отдела банка прошли обучение по обслуживанию лиц с инвалидностью и готовы оказать ситуационную помощь таким клиентам.
Система электронной очереди имеет звуковое сопровождение, адаптированное для слабослышащих и слабовидящих клиентов. В отделении имеется специализированная касса для лиц с инвалидностью, соответствующая техническим нормам. Отделения указанных банков в 2023 году планируют установить адаптированные для колясочников банкоматы необходимой высоты, для слабовидящих и слабослышащих клиентов с шрифтом Брайля и голосовым сопровождением.
Входная группа отделения АО «Kaspi Bank» в г. Алматы по ул. Тимирязева, 40 оборудована кнопкой вызова, мнемосхемой из ударопрочного стекла, звуковым маяком. Ввиду невозможности установления пандуса для доступа лицам с инвалидностью, в отделении имеются гусеничные подъемники «Барс», что соответствует ст.25 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
Внутри отделения имеются сурдо онлайн перевод и специальные планшеты для лиц с ограничением по слуху. Для инвалидов-колясочников, которые не имеют возможности получить банковскую карту в картоматах установлены эмбоссеры (электронно-механическое устройство, предназначенное для нанесения на карту рельефных символов).
Для кассового обслуживания инвалидов-колясочников используется гусеничный подъемник, оборудован банкомат соответствующей высоты и диаметра территории для удобного подъезда на коляске. Для незрячих и слабовидящих клиентов подключено программное голосовое обслуживание посредством разъема для наушников с управлением через пин-клавиатуру таких операций как: «Пополнить Kaspi Gold», «Снять с Kaspi Gold», «Снять с карты другого банка».
По данным банка, в 2022 году были закрыты отделения, где невозможно провести работы по созданию надлежащих условий ЛСИ.
На 2023 год банк планирует установить тактильные дорожки для слабовидящих и незрячих и лифт для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
К 2024 году Агентством планируется принять дополнительные меры по продвижению финансовой инклюзии, которые предусматривают создание специализированных отделений банков под потребности каждой категории лиц с инвалидностью во всех регионах Казахстана.
Кроме того, в 2023 году Агентством совместно с Казахстанским институтом стандартизации и метрологии при Министерстве торговли и интеграции планируется разработка Социального стандарта, обеспечивающего единые требования по физической и информационной доступности финансовых услуг для лиц с инвалидностью. В октябре 2022 года заявка Агентства на разработку стандарта принята Казахстанским институтом стандартизации и метрологии.
В 2022 году в целях защиты лиц с инвалидностью и пожилых людей от мошеннических операций Агентством разработаны Методические рекомендации для финансовых организаций, направленные на снижение рисков финансовых потерь при получении ими услуг в дистанционном формате.
Схема Fake Boss: как уберечь себя от обмана
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Микрофинансовый омбудсман: какие вопросы он будет рассматривать
Мой пенсионный план. Когда надо начинать копить на пенсию?
Банковский омбудсман: зачем он нужен и когда к нему обращаться