С 2019 года в Казахстане у граждан появилась возможность заключить договор автострахования, не посещая офис страховщика, в электронной форме (онлайн).
Электронный договор автострахования позволяет произвести расчет и покупку страхового полиса через сайт страховой компании в режиме 24/7 круглый год.
О возможностях цифровизации страховых услуг для казахстанцев, а также тонкостях приобретения договора автострахования в режиме онлайн, расскажет Fingramota.kz.
Казахстан активно погружается в цифровой мир. Поэтому потребителям финансовых услуг важно знать, какие новые технологии совсем скоро войдут в их жизнь, в том числе в сфере страхования. О том, как дальше цифровизация будет развиваться в нашей финансовой жизни говорится, к примеру, в Концепции по развитию финансовых технологий и инноваций на 2020-2025 годы, в том числе по цифровизации страховых услуг и автоматизации процессов взаимодействия всех участников страхового рынка.
Следующим этапом развития онлайн-страхования будет внедрение онлайн урегулирования страховых выплат по обязательным классам страхования. Это позволит значительно упростить и сделать транспарентной процедуру получения страховой выплаты.
Граждане смогут подать заявление на получение выплаты, сформировать и направить пакет документов, получить страховую выплату дистанционно, без посещения офиса страховщика.
Таким образом, в скором будущем будет обеспечена цифровизация полного цикла страховых услуг от заключения договора обязательного страхования до получения страховой выплаты. Это особенно актуально при получении услуг дистанционно, вне зависимости от региона и местонахождения страхователя.
Кроме того, новые цифровые технологии позволят Агентству РК по регулированию и развитию финансового рынка моментально получать важную информацию по страховым и другим финансовым организациям, оперативно оценивать их состояние и вовремя принимать меры. Таким образом, будут еще больше снижены риски недобросовестных действий на страховом рынке, в том числе в сфере автострахования.
Введение онлайн-страхования позволяет не только сэкономить время клиентов, но и повысить охват населения страхованием.
При этом государство установило строгие требования по максимальному уровню защиты информации, персональных данных и кибербезопасности к страховщикам и по Единой страховой базе данных (ЕСБД), где хранится вся информация о страхователях и страховщиках.
На сегодняшний день ЕСБД – ключевой элемент (оператор) процесса цифровизации страхового рынка. Данная база является информационно-технологической платформой как для осуществления сервисов онлайн-страхования, так и для сбора данных по всему страховому сектору.
Вся суть электронного договора автострахования состоит в заключении договора через ЕСБД, который присваивает договору автострахования уникальный номер. Также при оформлении договора автострахования тариф для оплаты страховых премий рассчитывается автоматически ЕСБД.
Для страховщиков уровень цифровизации является элементом здоровой конкуренции, так как чем удобнее условия предоставления онлайн-услуги, тем больше клиентов будут заинтересованы сотрудничать именно с данной компанией.
При любых операциях, совершенных онлайн, существует риск быть обманутым. Потому что с ростом цифровизации набирает темпы и интернет-мошенничество. К примеру, злоумышленники могут создать поддельные сайты страховых организаций и якобы выдать электронный полис, который не будет иметь юридическую силу.
Хотя государство и страховые компании предпринимают все возможные усилия для защиты электронных систем от киберпреступников, гражданам важно самим предпринять меры и добровольно не раскрывать свои платежные данные мошенникам. Если вы потеряете устройство, с помощью которого входили в личный кабинет на сайте компании, то обязательно сообщите об этом страховщику, позвонив в колл-центр. Оператор поможет вам найти логин к личному кабинету и подскажет, как поменять пароль.
Нужно быть внимательными и не доверять незнакомым лицам, которые представляются якобы от лица вашей страховой компании. Не стоит скачивать по их просьбе сомнительные мобильные приложения и перечислять им деньги за якобы оказанные услуги по оформлению договора автострахования.
Чтобы не стать жертвой «страховых» мошенников, нужно ответственно подойти к выбору страховщика и обязательно проверить у него наличие лицензии финансового регулятора.
Полный список страховых компаний, имеющих лицензию на осуществление своей деятельности, представлен на интернет-ресурсе Агентства по ссылке: https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/financial-organizations/25?lang=ru.
Также для минимизации рисков, связанных с мошенническими сайтами, законодательством предусмотрено заключение договора обязательного страхования только на одном официальном сайте страховой организации.
Перечень интернет-ресурсов страховых организаций, используемых для заключения договоров страхования в электронной форме, публикуется на сайте АО «Государственное кредитное бюро» по ссылке: https://mkb.kz/insurance/online.
Данные о вашем электронном полисе сохраняются в ЕСБД и в личном кабинете страховой компании. Оператором данной базы является АО «Государственное кредитное бюро» – дочерняя организация Национального Банка Казахстана.
Как известно, предъявлять бумажный договор автострахования полиции при необходимости уже не обязательно. Стражи порядка могут сами проверить наличие вашего договора автострахования в электронной базе данных. Отметим, что доступ к данной базе имеется, кроме МВД РК, также у надзорных органов и страховых компаний.
Кроме того, вся информация, которую заполняют клиенты при оформлении договора автострахования онлайн, автоматически проходит проверку, благодаря ЕСБД. Поэтому риск ошибок сводится к минимуму.
Оформление договора автострахования онлайн не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и занимает буквально «пять минут». К примеру, при покупке онлайн договора автострахования, вам нужно будет совершить буквально 3 действия:
По уникальному номеру договора автострахования можно проверить действительность вашего договора автострахования на сайте страховой компании или в ЕСБД.
Рекомендуем внимательно изучить условия страхования данной компании перед оформлением полиса. Вся информация должна быть указана на сайте страховщика.
Напомним, штраф за отсутствие договора автострахования в 2022 году в Казахстане составляет 10 МРП (30 630 тенге) для физических лиц.
Да, страховые компании также предоставляют эту услугу онлайн. Для этого вам нужно также зайти в свой личный кабинет на сайте страховой компании. Далее нужно ввести свои личные данные, в том числе документа, удостоверяющего личность, и реквизиты карты для возврата денежных средств. После одобрения вашей заявки менеджером система автоматически расторгнет полис и перечислит деньги на ваш счет.
Размер суммы возврата зависит от того, в течение какого времени уже действовал договор страхования на момент подачи вами заявления о его расторжении. К примеру, если прошло уже полгода с начала действия вашего договора или 11 месяцев, то, естественно, и сумма возврата будет меньше. То есть вам фактически выплатят остаток по договору. Система проводит расчет автоматически.
Кроме этого, в личном кабинете на сайте компании можно вписать в полис других застрахованных или еще одно авто, выбрать дополнительные страховые продукты или поменять данные в своих документах. Далее на основе ваших измененных данных система автоматически делает перерасчет и сообщит вам, нужно ли внести доплату. Или же часть оплаченной суммы будет возвращена вам на банковскую карту.
Отметим, что система тарификации является гибкой и учитывает несколько индивидуальных факторов, в том числе опыт вождения, количество совершенных ДТП и т.д.
Граждане вправе обратиться напрямую к страховому омбудсману – об этом также говорится в договоре страхования.
В настоящее время страховой омбудсман занимается разрешением споров между страховыми организациями и их клиентами, причем по добровольной инициативе страховых организаций. Его услуги для граждан являются бесплатными.
Полномочия и обязанности страхового омбудсмана значительно расширились после подписания 12 июля 2022 года Главой Государства Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности» (далее – Закон).
Поправками вводится персональная ответственность руководителей страховых организаций за неисполнение решений страхового омбудсмена. Также страховщик, отказывая вам в страховой выплате, должен это сделать в письменном виде с мотивированным обоснованием причин отказа и уведомлением о вашем праве обратиться к страховому омбудсману для урегулирования разногласий с учетом особенностей законодательства Республики Казахстан.
Также поправками предусматривается введение обязательного досудебного урегулирования страховым омбудсманом разногласий клиентов со страховой организацией. Это существенно облегчит гражданам процедуру разрешения споров. Сейчас к страховому омбудсману обращаются в добровольном порядке, а после 2024 года, согласно Закону, клиенты страховых организаций обязаны обратиться сначала к страховому омбудсману до обращения в суд.
Если у вас есть вопросы по данной теме, вы можете задать их в нашем мобильном приложении «Fingramota Online», в разделе «Страхование», а также обратиться в call-центр по номеру «1459».
Будьте финансово грамотными вместе с Fingramota.kz!
Как распознать фишинговые сайты: основные приметы и полезные рекомендации
Быстро, удобно и полезно: почему автовладельцам стоит обратить внимание на Европротокол
Как работают инвестиционные приложения для начинающих?
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников