Несмотря на то, что банковская карта имеет несколько надежных степеней защиты, мошенники продолжают придумывать новые способы получить доступ к деньгам наших граждан.
О простых правилах безопасности расскажет Fingramota.kz
Случай 1. Передача карты из рук в руки
Расплачиваясь в кафе, ресторанах и даже супермаркетах вы передаете свою банковскую карту в руки официанту или кассиру. Через некоторое время с вашей карты начинают списываться суммы за покупку в интернет-магазинах. Дело в том, что на многих электронных торговых площадках, особенно зарубежных, достаточно лишь ввести данные карты. Дополнительной идентификации посредством SMS или электронной почты не предусмотрено, либо злоумышленники могут привязать свои устройства и электронные ящики. Некоторые сайты и вовсе запрашивают только переднюю часть карты без трехзначного кода на оборотной стороне.
Что делать?
Сразу же заблокируйте карту через мобильное приложение или call-центр банка. Напишите заявление на возврат последней операции.
Как предотвратить?
Ни в коем случае не передавайте карту в руки третьим лицам, которые могут сфотографировать или иным способом скопировать информацию с нее. Не отключайте SMS-уведомление о транзакциях, чтобы не пропустить подозрительные списания.
Случай 2. Неработающий терминал
При оплате товаров и услуг вы прикладываете карту и проводите оплату. Однако через пару минут ожидания официант или кассир говорит, что оплата не прошла и просит повторно ввести пин-код или приложить карту для автоматической оплаты. В этом случае вы рискуете заплатить дважды, даже если это не происки мошенников, а действительно технический сбой.
Что делать?
Попросите чек или уведомление об отказе в операции. Любой терминал такую информацию обязан выдавать. Если вы все-таки заплатили дважды, пишите официально заявление на возврат средств.
Как предотвратить?
Проверяйте информацию о списании средств через SMS-уведомление или мобильный банкинг. Там отображаются все операции, в том числе, неудачные.
Случай 3. Физический контакт
Современные карты имеют систему бесконтактной оплаты – до определенной суммы можно заплатить, просто приложив карту к считывающему устройству. Этим могут воспользоваться злоумышленники, особенно в людных местах: в общественном транспорте, в очередях. Похитить деньги в такой обстановке можно прислонив считывающее устройство к вашей сумке или кошельку.
Что делать?
Если вы заметили подозрительные списания, необходимо опять же обратиться в банк и временно заблокировать карту. Также нужно написать заявление на ошибочность транзакции и возврат средств.
Как предотвратить?
Чтобы бесконтактная оплата не проходила без вашего ведома, карту лучше хранить в экранирующем отсеке кошелька, сумки или специальном чехле для банковских карт.
Случай 4. Когда нужен банкомат
Кража данных банковских карт и пин-кодов зачастую происходит с помощью специальных устройств – скиммеров. Они копируют данные с магнитной полосы или чипа банковской карты. Кроме того, накладная клавиатура и/или скрытая камера крадут данные о нажатиях клавиш на банкомате, в том числе, ввод пин-кода. С помощью этих данных можно изготовить полную копию вашей банковской карты. А деньги будут списываться с вашего счета.
Что делать?
В случае подозрительных списаний, опять же – сразу блокируем карту. Кроме того, просим банк предоставить данные где и когда производились снятия. На всех банкоматах установлены камеры наблюдения. Внешность злоумышленников можно будет передать в правоохранительные органы.
Как предотвратить?
Проверяйте банкомат: дополнительных устройств на нем быть не должно, а клавиатура должна быть плотно закреплена и не шататься. При вводе пин-кода всегда прикрывайте клавиши рукой от внешнего наблюдения. Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков. Их чаще проверяют и лучше охраняют. Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры — на них невозможно поставить накладную клавиатуру, а также сложнее подсмотреть ваш пин-код.
Общие рекомендации от Fingramota.kz:
- Подключите мобильный банк и SMS-оповещение, чтобы отследить операции, которые вы не совершали. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников — а время в этом случае очень важно.
- Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат. Лучше в случае необходимости делать перевод с основного счета или депозита. Тем более, что большинство внутренних операций в банках бесплатны.
- Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников — именно они чаще всего становятся мишенью злоумышленников.
Будьте бдительны, не поддавайтесь на провокации мошенников и узнавайте больше полезной информации на www.fingramota.kz!
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»