Вопрос №1. Отражается ли в кредитном отчете получение отсрочки платежей по займам и социальной выплаты?
Нет, отсрочка платежей по банковским кредитам и микрозаймам, а также социальная помощь для граждан, потерявших доход в связи с введением чрезвычайного положения и карантина, не являются основанием для ухудшения кредитной истории заемщика.
Вопросы предоставления кредита решаются банками второго уровня самостоятельно, исходя из возможностей заемщика и кредитной политики банка. В соответствии с Законом «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» уполномоченный орган не вправе вмешиваться в деятельность финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Вопрос №2. Могут ли банки отказать в выдаче кредита, если кредитная история «испорчена»?
Да, могут. Самая распространенная причина отказа в кредите – это просрочки по кредитам, которые отражаются в кредитной истории. Кредитная история – это ваше досье заемщика, где есть записи о ваших кредитных обязательствах. Когда вы оформляли кредит и на какую сумму? Платили вовремя или с задержкой? Обращались ли за кредитами в другие банки? Выступали созаемщиком или гарантом? Всё это заносится в базу кредитных историй. При оформлении займа банк запрашивает данные о потенциальном клиенте в кредитных бюро.
Кстати, в кредите вам могут также отказать, если есть неоплаченные штрафы, налоговая задолженность и т.д.
Вопрос №3. Как банки принимают решение по выдаче займа?
Перед тем как принять решение о выдаче займа, банки оценивают финансовое состояние потенциального заемщика для определения его кредитоспособности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Банки целостно оценивают стабильность и размер доходов клиентов. Для банков важно наличие официального дохода, непрерывность пенсионных отчислений в течение последних шести месяцев, отсутствие прочей негативной информации, обнаруженной в результате проверки заемщика, залогового имущества и т.д.
Также банки осуществляют расчет долговой нагрузки клиента. В случае, если общих доходов клиента с учетом долговой нагрузки недостаточно для осуществления платежей по кредитам, автоматизированная система скоринга отказывает в выдаче кредита.
Вопрос №4. Куда обращаться по вопросам отказа банка в выдаче кредита?
По вопросам отказа в выдаче кредитов потенциальным заемщикам необходимо обратиться в банки второго уровня для получения консультаций и разъяснений. Если банком было отказано в рассмотрении вашего обращения и диалог с банком оказался не результативным, вы можете обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка:
- письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;
- посредством электронной почты: TAL@finreg.kz, info@finreg.kz;
- посредством мобильного приложения «Fingramota Online» (ссылки для скачивания в App Store, в Play Market, также доступна web-версия);
- через электронную форму раздела «Обратная связь» на сайтах www.finreg.kz и www.fingramota.kz;
- в Управления региональных представителей Агентства – по территориальной принадлежности.
Вопрос №5. Сколько хранится кредитная история?
В соответствии с Законом «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республики Казахстан» кредитное бюро обеспечивает хранение информации в отношении субъекта кредитной истории в течение 10 лет после даты получения последней информации о нем. Аннулирование кредитных историй заемщиков не допускается.
Вопрос №6. Можно ли исправить плохую кредитную историю?
Можно улучшить свою кредитную историю. Такая возможность появилась не так давно для заемщиков, имеющих просроченные займы.
Кредитное бюро может присвоить кредиту (банковский заем или микрозайм), по которому была или есть просроченная задолженность свыше 90 дней, статус «реабилитирован». Это происходит в следующих случаях:
- по истечении 12 календарных месяцев после погашения задолженности по кредиту. Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года полностью погасил задолженность по кредиту, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован»;
- при отсутствии просрочек свыше 30 календарных дней после реструктуризации или рефинансирования кредита в течение последних 12 последовательных календарных месяцев, после погашения свыше 50% суммы задолженности, имевшейся на дату реструктуризации или рефинансирования.
Например, если общая сумма займа составляет 500 тыс. тенге и заемщик погасил свыше 250 тыс. тенге до 1 января 2020 года (1 января 2020 года – дата реструктуризации и рефинансирования), при этом в течение 2020 года заемщик не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован»;
- при отсутствии просрочек свыше 30 календарных дней в течение последних 12 последовательных календарных месяцев, после погашения просроченной свыше 90 календарных дней задолженности. Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года погасил просроченную задолженность по кредиту и в течение 2020 года не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован».
Вопрос №7. Можно ли удалить негативную информацию из кредитной истории? Стоит ли верить организациям, предлагающим данную услугу?
Если кто-то вам предлагает «улучшить» вашу кредитную историю за определенную плату или удалить из персонального кредитного отчета негативную информацию, не верьте – это мошенники! Бывают случаи, когда мошенники берут кредиты по чужим документам. Поэтому рекомендуем проверять кредитную историю раз в год, даже при отсутствии кредитов.
К слову, по закону один раз в календарный год каждый гражданин Казахстана может получить свою кредитную историю бесплатно: в кредитном бюро, их два: Государственное кредитное бюро и Первое кредитное бюро, а также онлайн на сайте электронного правительства.
Следите за кредитной историей, её легко испортить и сложно восстановить. Повышайте свою финансовую грамотность вместе с www.fingramota.kz!
Мошенники «в тренде»: реальные случаи обмана и способы защиты
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Дети в безопасности: как защитить их от киберпреступников
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора