Одним из важных направлений деятельности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка является повышение финансовой инклюзии для лиц с инвалидностью.
В рамках реализации данного приоритета совместно с Комиссией по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева при Агентстве создана специальная Рабочая группа по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с инвалидностью (ЛСИ). В состав Рабочей группы входят депутат Сената Парламента, эксперты по правам человека, члены общественных объединений, представители ЛСИ, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» и финансовые организации.
С учетом мирового опыта в рамках Рабочей группы разработаны Методические рекомендации по обеспечению физической и информационной доступностью для лиц с инвалидностью, которые в течение 3-х лет были апробированы банками второго уровня. На основе данных рекомендаций разработан и принят Национальный стандарт «Требования к доступности отделений финансовых организаций по предоставлению услуг лицам с инвалидностью и другим маломобильным группам населения».
Национальный стандарт предусматривает общие требования к доступности отделений финансовых организаций для оказания услуг ЛСИ, в том числе требования к помещениям, оборудованию и правилам взаимодействия сотрудников финансовых организаций с клиентами всех категорий.
Также банками разработаны индивидуальные планы по модернизации технической инфраструктуры отделений, адаптации сайтов и мобильных приложений, подготовке квалифицированного персонала по работе с данной категорией лиц. На сегодняшний день общее количество отделений банков в стране составляет более 1600, из них полностью/частично адаптированы требованиям Национального стандарта свыше 1 тыс. отделений банков. На интернет-портале Fingramota.kz размещена интерактивная Карта доступности, которая позволяет определить местонахождение таких отделений. Аналогичная карта размещена и на портале Министерства труда и социальной защиты населения РК.
Совместно с международными организациями и центральными банками зарубежных стран, имеющими прогрессивный опыт в вопросе повышения финансовой доступности и финансовой инклюзии, проведено обучение персонала финансовых организаций.
В целях обеспечения продуктовой доступности со стороны государства для граждан ЛСИ оказывается поддержка и реализуются льготные программы кредитования. АО «Отбасы Банк» предоставляет субсидируемые государством доступные займы на приобретение жилья по специальным ипотечным программам: «Бақытты отбасы», «Шаңырақ», «Отау», «Наурыз». В рамках данных программ уязвимые категории граждан смогут получить ипотечный продукты на индивидуальных доступных условиях.
Для развития предпринимательства среди ЛСИ также приняты меры государственной поддержки. Так, было введено понятие «субъект социального предпринимательства», включающее ИП ЛСИ, и льготное субсидирование их кредитов без отраслевых ограничений, с государственной гарантией до 85% и конечной ставкой 7% годовых.
В настоящее время для граждан категории ЛСИ доступны порядка более 57 страховых продуктов, включая страхование жизни и/или здоровья в целях выезда за рубеж без повышенных тарифов:
- страхование от несчастных случаев спортсменов-взрослых и страхование от несчастных случаев спортсменов-детей с льготным индивидуальным пониженным тарифом;
- страхование жизни и/или здоровья ЛСИ в целях выезда за рубеж без повышенных тарифов;
- продукт «Медицинское страхование лиц, выезжающих за рубеж» для спортсменов-ЛСИ с льготной страховой премией в размере 50% от стандартной,
- обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств для ЛСИ 1 и 2 групп по льготной страховой премии в размере 50% от стандартной.
В целях повышения уровня финансовой доступности для граждан с инвалидностью Агентством на постоянной основе ведется работа по определению уровня доступности финансовых услуг и каналов их получения, а также наличия барьеров. В этой связи, был проведен ряд анкетирования, в том числе совместно с Министерством труда и социальной защиты населения (МТСЗН) по выявлению потребностей ЛСИ. В ближайшее время Агентство планирует возобновить анкетирование ЛСИ посредством информационного портала www.fingramota.kz для выявления потребностей в финансовых услугах.
Агентство также разрабатывает дополнительные инструменты для повышения финансовой доступности. Так, клиенты категории ЛСИ могут подписывать финансовые документы с помощью штампов-факсимиле либо посредством электронной цифровой подписи.
В целях идентификации клиентов ЛСИ и получения актуальных сведений по платежеспособности при предоставлении финансовых услуг в банках Агентством в 2023 году совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и МТСЗН проведены мероприятия по подключению банков к интеграционной платформе «Smart Bridge». Это позволит банкам усовершенствовать процедуры идентификации клиентов ЛСИ и упростить процесс предоставления финансовых услуг.
В настоящее время банками проводятся мероприятия по подключению к платформе «Smart Bridge» в соответствии с внутренними процедурами и системами безопасности. На сегодняшний день порядка 70% банков провели интеграцию данной системы и могут идентифицировать клиентов категории ЛСИ.
Методика и подходы работы по финансовой инклюзии будут постоянно усовершенствоваться с изучением мирового опыта.
За всем новостями по данной теме вы можете следить на нашем портале Fingramota.kz в разделе «Финансовая инклюзия».
Схема Fake Boss: как уберечь себя от обмана
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Микрофинансовый омбудсман: какие вопросы он будет рассматривать
Мой пенсионный план. Когда надо начинать копить на пенсию?
Банковский омбудсман: зачем он нужен и когда к нему обращаться