Для получения компенсации (премии) на депозиты в тенге вкладчикам необходимо направить заявление в банк-участник системы обязательного гарантирования депозитов до 1 января 2023 года.
По данным КФГД, на 11 ноября 2022 года на получение компенсации подали 1,8 млн человек, что составило менее 35% вкладчиков от общего количества граждан, вклады которых подлежат компенсации.
В целях поддержки вкладчиков в Казахстане разработаны Правила выплаты компенсации (премии) по депозитам физических лиц, размещенным в национальной валюте (далее – Правила), которые вступили в действие с 12 сентября 2022 года.
Как показал мониторинг и анализ обращений, поступающих в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка через каналы обратной связи, большинством банков второго уровня не проводится в полном объеме работа по информированию и разъяснению населению условий Правил. Сотрудники фронт-офисов некоторых банков при предоставлении консультаций гражданам:
По каким вкладам можно получить премию от государства?
Получить компенсацию можно только по депозитам в тенге, открытым до 24 февраля 2022 года.
Компенсации подлежат следующие вклады:
Выплата компенсации по депозитам полагается физическим лицам, резидентам и не резидентам, в том числе индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным судебным исполнителям, адвокатам, профессиональным медиаторам.
Если у вкладчика несколько депозитов в одном банке, то компенсация будет выплачена на общую сумму в пределах 20 млн тенге. А если у вкладчика депозиты в разных банках, то премия будет начислена по каждому вкладу и тоже в пределах 20 млн тенге.
Вкладчики могут получить премию по своим тенговым вкладам, если:
Как рассчитывается компенсация?
Главное условие выплаты компенсации – это сумма на депозите, которая была на конец операционного дня 23 февраля 2022 года, и она должна оставаться неизменной в течение года. То есть вкладчик не должен снимать деньги с депозита!
Если вкладчик, допустим, снял часть средств с депозита или пополнил счет, то компенсации подлежит минимальный остаток на депозите за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно.
Важно! Для получения максимальной премии от государства не рекомендуется снимать средства с депозита в течение года – с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно! Если были движения по счету, то компенсации подлежит минимальная сумма, которая была зафиксирована на этом депозите в течение года. Специально открывать отдельные счета для выплаты компенсации не нужно!
Разберем механизм выплаты компенсации на примерах.
Пример №1. Если у вкладчика на компенсируемом депозите сумма с 23 февраля 2022 года до 23 февраля 2023 года составляла 5 млн тенге, при этом не пополнялась и не изымалась, то ему будет начислена премия государства в размере 10%, то есть 500 тыс. тенге.
Если в этот же период вкладчик пополнит депозит или снимет частично свои средства, то премия в размере 10% будет начислена на минимальный остаток, зафиксированный на конец операционного дня за данный период.
Пример №2. У вкладчика на компенсируемом депозите на конец дня 23 февраля 2022 года было 500 тыс. тенге. В течение года, до 23 февраля 2023 года, он частично снимал деньги, и минимальный остаток на депозите был 200 тыс. тенге. Он также пополнял депозит, в итоге на 24 февраля 2023 года сумма на его депозите составила 800 тыс. тенге. Премия в размере 10% будет начислена на 200 тыс. тенге, потому что, согласно Правилам, компенсация начисляется именно на минимальный остаток.
Банки в течение 2 рабочих дней зачисляют премию на текущие банковские счета вкладчиков после получения сумм компенсации от Фонда проблемных кредитов (ФПК) и Казахстанского фонда устойчивости (КФУ). В случае отсутствия текущего счета, необходимо обратиться в банк, где открыт компенсируемый депозит.
Важно! Вкладчикам необходимо помнить, что, согласно Правилам, для получения компенсации не допускается полное изъятие денег.
Как вкладчику подтвердить свое согласие на выплату компенсации?
Запомните! Подтвердить свое согласие на получение компенсации необходимо до 1 января 2023 года. Тем, кто не подал заявление о согласии в банк в указанный срок, выплата компенсации осуществляться не будет.
Банки уведомляют вкладчиков о возможности получения компенсации и необходимости предоставления согласия посредством предоставления заявления. Порядок и способ подачи заявления определяются банком.
В заявлении вкладчикам необходимо указать следующее:
В заявлении вкладчик дает свое согласие:
Куда обращаться за дополнительной информацией?
В случае возникновения вопросов по Правилам выплаты компенсации, граждане могут обратиться в Национальный Банк, который совместно с Правительством РК реализует программу защиты тенговых вкладов, по номеру «1477».
За защитой своих прав потребители финансовых услуг могут обратиться официально в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) посредством портала egov.kz, информационной системы «e-Otinish», либо письменно по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21.
Жители регионов могут обратиться в Управления региональных представительств Агентства – по месту жительства.
Кроме того, в Агентстве функционирует Общественная приемная, где граждане могут получить консультации информационно-справочного характера и оперативно решить вопросы, касающиеся деятельности регулятора.
Представителями Агентства будет рассмотрено каждое обращение заявителей и предоставлены подробные разъяснения норм законодательства в банковской, страховой, микрофинансовой сферах, деятельности коллекторских агентств и кредитных бюро, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. При необходимости работники Общественной приемной могут организовать для заемщиков встречи с представителями банков, МФО или общественных объединений.
Время работы Общественной приемной – с понедельника по пятницу с 10.00 до 13.00 часов и с 15.00 до 17.00 часов.
Для того, чтобы записаться в Общественную приемную Агентства, необходимо направить на электронный адрес Yermek.Utemisov@finreg.kz свои ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему «Запись на прием граждан», либо сообщить данную информацию работнику Общественной приемной, позвонить в call-центр Агентства по номеру «1459» или написать через мобильное приложение «Fingramota Online».
Новые правила: как теперь коллекторы работают с должниками
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Кто такие дропперы, и почему это опасно
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Опасные SMS: как мошенники используют текстовые сообщения для обмана граждан
Преимущества и риски инвестиций в ценные бумаги