Доклад председателя Агентства состоялся в рамках саммита «CFO Idea exchange & networking», прошедшего 19 мая в Алматы. В рамках саммита также поднимались вопросы восстановления мировой экономики после пандемии, возможностей развития фондового рынка и рынка капитала, развития предпринимательства и человеческого капитала.
Антикризисные меры
Ключевой задачей для Агентства в условиях введения чрезвычайного положения и карантина было недопущение перетока рисков из реального сектора экономики на финансовый рынок страны. В этой связи действия Агентства, Правительства и Национального Банка были сосредоточены на реализации комплекса антикризисных мер в целях смягчения влияния шоков на экономику и финансовую систему.
Общий пакет антикризисных мер составил 9% от ВВП страны, из которых 4,3 трлн. тенге выделено за счет средств республиканского бюджета и ГФСС и 2,1 трлн. тенге за счет средств Национального Банка.
Для снижения давления на капитал и ликвидность банков Агентством введены нормы временного пруденциального регулирования.
Для сохранения способности обслуживания кредитов и снижения долговой нагрузки в период пандемии по поручению Главы Государства всем субъектам МСБ и населению была предоставлена отсрочка платежей по кредитам.
В рамках принятых мер отсрочку по кредитам получили 1,9 млн. граждан и 12,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Общая сумма отсроченных платежей превысила 477 млрд. тенге. В период ЧП был введен запрет на начисление вознаграждения при просрочке свыше 90 календарных дней, запрет на начисление штрафов и пени, начиная с первого дня просрочки платежей по кредитам. Банки и микрофинансовые организации приостановили претензионно-исковую работу по заемщикам, имеющим просрочку платежей.
Был реализован механизм субсидирования процентных ставок до 6% годовых по всем кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики. Такие субсидии получили 4 055 субъектов МСБ по 14 тыс. проектов на сумму
22 млрд. тенге.
В целом благодаря принятым мерам последствия кризиса для финансового сектора не оказали негативное влияние на финансовый сектор. Кредитный портфель, вопреки негативным прогнозам, показал положительную динамику. Кредиты экономике выросли за 2020 год на 5,5% до 14,6 трлн. тенге в том числе, займы МСБ выросли на 7,2% до 4,2 трлн. тенге.
Значительный вклад в рост кредитования внесла ипотека – в 2020 году ипотечные займы увеличились на 34,3% до 2,4 трлн. тенге. Объем выдачи новых займов составил 968 млрд. тенге, из которых порядка 54% было выдано в рамках государственных программ.
«Антикризисные меры позволили снизить долговое бремя для бизнеса и населения. В результате, несмотря на кризисный 2020 год, мы видим, что качество кредитного портфеля не ухудшилось», - отметила Мадина Абылкасымова.
Посткризисная экономика
С учетом снижения влияния кризиса на экономику, важно обеспечить постепенный выход государства из программ кредитования, уступая место рыночным принципам. В этой связи, в рамках подписанного в начале текущего года Соглашения между Правительством, Национальным Банком и Агентством о координации мер по макроэкономической политики на 2021-2023 годы, предусмотрен выход Национального Банка с 2023 года из финансирования государственных программ.
«Происходит трансформация традиционной бизнесмодели финансового сектора с переходом на активное использование новых технологий (Fintech) и способов предоставления финансовых услуг. Все больше потребителей отдают предпочтение онлайн-сервисам. Наблюдается активный выход на рынок финансовых услуг технологических компаний с появлением новых гибридных моделей банкинга», - рассказала Председатель финрегулятора.
Определены основные нарпавления развития финансового рынка. В первую очередь это обеспечение устойчивости и развитие банковского сектора. В данном направлении будут реализованы решение проблемы стрессовых активов, обеспечен беспрепятственный доступа к рынку неработающих активов широкого круга продавцов и покупателей, приняты меры по повышению надежности и прозрачности информации о совершенных сделках со стрессовыми активами.
До конца текущего года Агентством будет разработан блок законодательных поправок по рынку стрессовых активов, который будет охватывать широкий круг инициатив в области налогового, регуляторного и законодательного режимов.
Вторым приоритетным направлением является повышение роли фондового рынка для финансирования экономики.
Для активизации притока инвестиций глобальных инвестиционных фондов Агентством проводится работа по продвижению позиций Казахстана в международных фондовых индексах MSCI и FTSE&Russel до категории «Emerging Markets».
Также в целях пресечения недобросовестного поведения и рыночных злоупотреблений будет проводиться мониторинг не только подозрительных сделок, но и анализ действий субъектов рынка ценных бумаг, а также иных лиц, направленных на создание ложных сигналов относительно цены, спроса или предложения на финансовый инструмент.
В рамках развития страхового сектора реализованы реформы, направленные на развитие социально-ориентированных страховых продуктов. В частности, для стимулирования накопительного страхования введены налоговые льготы по ИПН.
Компании по страхованию жизни будут вовлечены в государственную образовательную накопительную систему (ГОНС), позволяющую субсидировать накопительные страховые продукты, предназначенные для образования детей в высших учебных заведениях.
Для защиты прав и интересов страхователей планируется расширение перечня классов страхования, подлежащих гарантии Фондом гарантирования страховых выплат, а также введение обязательного досудебного урегулирования Страховым омбудсманом разногласий клиентов со страховой организацией. Кроме того, будет проводиться дальнейшая цифровизация страховых услуг. С принятием Законопроекта будет обеспечен полный переход урегулирования страховых случаев на онлайн режим.
Развитие защиты прав потребителей
Еще одним ключевым направлением является создание прозрачного рынка микрофинансирования. С 1 января текущего года введено лицензирование микрофинансовой деятельности, повышены квалификационные требования, а также пруденциальные нормативы.
Для дальнейшего развития рынка предусмотрено портфельное субсидирование микрокредитов МСБ в рамках государственной программы «ДКБ-2025».
Кроме того, разработана Концепция развития микрофинансовых организаций в регионах Республики Казахстан, предусматривающая создание региональных МФО для кредитования начинающих предпринимателей по проекту «Бастау Бизнес» в рамках госпрограммы «Еңбек». В среднесрочной перспективе для развития рынка микрофинансирования будут приняты меры по расширению источников фондирования МФО, повышению доступа населения к микрофинансовым услугам за счет применения новых технологических решений, а также проработана возможность трансформации крупных МФО в банки.
В рамках усиления защиты прав заемщиков и минимизация рисков в потребительском кредитовании был принят комплекс мер для сдерживания динамики выдачи новых кредитов, повышения ответственности кредитных организаций и ограничения долговой нагрузки заемщиков. Введен новый механизм реабилитации заемщиков, предусматривающий присвоение в системе кредитных бюро статуса «реабилитирован». В целях защиты прав потребителей финансовых услуг принят Закон по вопросам регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности.
В целях защиты прав потребителей финансовых услуг принят Закон по вопросам регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности. Вводятся требования к минимальному размеру уставного капитала для выполнения всех требований законодательства.
Дальнейшие усилия Агентства будут направлены на приоритетное развитие удаленных механизмов предоставления финансовых услуг и идентификации клиентов, в том числе с использованием биометрических параметров.
Для дальнейшего развития конкуренции на финансовом рынке в рамках ВТО создана возможность открытия филиалов иностранных банков, страховых организаций и страховых брокеров на территории Республики Казахстан.
«Будут созданы условия для трансформации банков в мультифункциональные финансовые институты, предоставляющие широкий спектр финансовых услуг, включая инвестиционный банкинг. Со своей стороны, Агентством будет проводиться регулярная оценка уровня конкуренции», - отметила Мадина Абылкасымова.
В рамках развития финансовых технологий и инноваций одним из направлений цифровой трансформации финансового рынка является внедрение на стороне регулятора инновационных технологий для сбора и анализа данных, выявления и оценки рисков Suptech. Для снижения нагрузки, повышения эффективности выполнения регуляторных требований и управления рисками со стороны финансовых организаций будет выстроена система взаимодействия, основанная на технологиях RegTech. В целях развития здоровой конкуренции, расширения перечня цифровых финансовых услуг, выхода на рынок игроков из смежных сегментов особое внимание будет уделено развитию технологий открытых платформ Open API и Open Banking.
«Другими приоритетными направлениями цифровой трансформации финансового рынка являются: развитие финансовых маркетплейсов, внедрение технологий распределенных реестров для регистрации и подтверждения транзакций, развитие централизованной базы страховых договоров, развитие регуляторных песочниц», - подытожила Мадина Абылкасымова.
Как распознать фишинговые сайты: основные приметы и полезные рекомендации
Быстро, удобно и полезно: почему автовладельцам стоит обратить внимание на Европротокол
Как работают инвестиционные приложения для начинающих?
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников