«Старые грабли»: какие ловушки расставляют мошенники в офлайне и онлайне

time 16.08.2024
aye 2458
«Старые грабли»: какие ловушки расставляют мошенники в офлайне и онлайне

В Казахстане за последние несколько лет совершенствуются разные виды мошенничества с использованием самых современных технологий. По данным Генпрокуратуры, за первое полугодие т.г. число финансового мошенничества превысило 22,6 тыс. Из них порядка 9,9 тыс. составляет интернет-мошенничество. 

Как не пополнить ряды пострадавших от схем злоумышленников, рассказывает Fingramota.kz.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Об этом нужно помнить, прежде чем доверить посторонним лицам свои деньги, данные платежной карты, ЭЦП, документы, удостоверяющие личность, и другую конфиденциальную информацию. Этим в корыстных целях могут воспользоваться мошенники.

Мошеннических схем придумано множество, которые получили распространение и в Казахстане. Рассмотрим основные из них, а также дадим простые меры предосторожности, которые помогут сохранить ваши деньги в безопасности.

Телефонные звонки

В Сети много историй, как мошенники звонят казахстанцам на мобильный телефон и представляются сотрудниками банков. При этом они грамотно и уверенно изъясняются, используя банковскую терминологию, а также применяют технологию подмены любого телефонного номера. 

К примеру, мошенники заявляют, что по платежной карте обнаружены подозрительные операции, и чтобы их «заблокировать», необходимо вбить в систему данные владельца карты: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Либо же перевести деньги на «безопасные счета».  Когда клиент указывает реквизиты, звонящий просит продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер клиента, или набрать его в тоновом режиме на телефоне якобы для блокирования перевода денег. 

После получения кода мошенники, как правило, меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Что делать?

Правильно будет – завершить разговор, и позвонить в обслуживающий банк, чтобы уточнить информацию по возможной атаке и сообщить об инциденте. Желательно также написать заявление в банк о попытке совершения мошеннических атак на ваши счета.

Есть регламент действий сотрудников банков, в соответствии с которым менеджеры никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.

Интернет-площадки и фишинг

Распространенная мошенническая схема связана с торговыми интернет-площадками, где, как правило, никто не контролирует взаимоотношения продавца и покупателя. Здесь злоумышленники часто работают «под прикрытием». 

Они уверяют клиента, что хотят приобрести товар, но они находятся в другом городе или даже стране и выражают готовность внести предоплату, но для этого нужны, конечно же, реквизиты платежной карты и код из SMS-сообщения, отправленный на номер клиента якобы для активации перевода денег. Схема аналогична первой, как и результат: лжепокупатели выводят все деньги со счетов и исчезают. Кстати, никогда не отправляйте предоплату, не проверив продавца и товар.

Интернет-аферисты могут опустошить ваш счет за считанные секунды, особенно если вы попадетесь «в капкан» фишингового сайта. Это еще одна из разновидностей мошенничества, когда злоумышленники создают клон популярного интернет-магазина, сайта банка либо социальной сети с целью получения реквизитов платежных карт, так называемый фишинговый сайт. И распространяют ссылки на него через имеющуюся базу почтовых адресов, в числе которых может оказаться и ваш адрес, либо через SMS-рассылку.

Что делать?

Соблюдайте цифровую гигиену! Чтобы не попасть на уловки мошенников, запомните несколько правил: нигде не указывайте свои персональные данные; обращайте внимание на оформление сайта; проверяйте правильность ссылки в адресной строке; пользуйтесь защищенным соединением https; фильтруйте подозрительные письма; игнорируйте открытыми точками доступа Wi-Fi для входа в банковские аккаунты. Никому не сообщайте свои конфиденциальные данные: паспортные данные, реквизиты перевода (особенно секретный код перевода).

Если мошенник владеет достаточной информацией о вас, он может от вашего имени покупать товары и услуги, открывать новые счета, переводить деньги или подавать заявки на получение кредитов.

Чтобы такого не случилось, следуйте простым правилам:

Кстати, наиболее актуальны эти правила для пожилых людей. Обязательно расскажите о них своим родным и близким, чтобы они никогда не попались на удочку мошенников. Берегите свои персональные данные, в случае обнаружения их пропажи – немедленно блокируйте счета, номера телефонов, привязанные к ним, и обращайтесь в правоохранительные органы.

Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"

white-arrow К списку