Микрокредиты и макроответственность: как урегулировать кредитную задолженность

time 25.03.2024
aye 3102
Микрокредиты и макроответственность: как урегулировать кредитную задолженность

Что делать заемщику, если возникла ситуация, когда был пропущен очередной платеж по кредиту или в ближайшее время с трудом получается исполнять обязательства по договору займа. 

Об этом Fingramota.kz рассказал Ербол Омарханов, директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК).

Что нужно знать заемщикам, имеющим просрочку по микрокредиту?

Процедура урегулирования просроченной задолженности в микрофинансовых организациях (МФО) происходит в соответствии со статьей 9-2 Закона о микрофинансовой деятельности. В ней содержится определенный порядок по срокам уведомления о наличии просрочки, порядке взаимодействия с должником, способы решения спора о задолженности. В любом случае, МФО обязана всегда уведомлять заемщика о просрочке, чтобы это не стало для него неожиданностью. В этом уведомлении должна содержаться информация:

- о возникновении просрочки по исполнению обязательства по договору о предоставлении микрокредита и необходимости внесения платежей с указанием размера просроченной задолженности на дату, указанную в уведомлении;

- о праве заемщика - физического лица по договору о предоставлении микрокредита обратиться в микрофинансовую организацию;

-  о последствиях невыполнения заемщиком своих обязательств по договору о предоставлении микрокредита.

Это обязательное требование для всех МФО, суть которого заключается в том числе в рассмотрении разных вариантов выхода из сложной ситуации, в целях улучшения финансового положения должника.

Если раньше МФО могли игнорировать предложения заемщиков о предоставлении отсрочки или нового графика погашения, то теперь в законе установлена обязательная процедура досудебного урегулирования спора, которую МФО обязаны выполнять. И только после отсутствия договоренности между заемщиком и МФО о способах урегулирования спора о задолженности микрофинансовая организация вправе приступить к процедуре взыскания долга в принудительном порядке через суд.

Распространенные кейсы, с которыми сталкивались в своей работе?

В задачи АМФОК не входят функции по защите прав потребителей финансовых услуг. Но если проанализировать все обращения граждан в ассоциацию, то в первую очередь заемщики обращались к нам с просьбой оказать содействие в предоставлении отсрочки, в связи с трудными жизненными обстоятельствами. В таких случаях мы помогали заемщикам с разъяснением их прав по закону о микрофинансовой деятельности, связывали их с МФО. Скоро, кстати, вступят поправки в закон, согласно которым для разрешения таких споров будет создан институт микрофинансового омбудсмана. Он будет рассматривать все споры о задолженности между МФО и заемщиками и выносить решения, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями.

Поделюсь последним кейсом: к нам обратился отец заемщика МФО с просьбой о предоставлении отсрочки по кредиту, в связи с тяжелой болезнью его сына. Отец не знал, в какой МФО его сын имеет долг и на какую сумму. После выяснения всех обстоятельств нам удалось найти всю информацию и помочь человеку.

Часто обращаются родители или близкие родственники клиентов, с просьбой установления запрета на выдачу займов их родным. Зачастую эти клиенты увлекаются азартными играми, берут онлайн-кредиты и снова все проигрывают, оставляя свою семью в тяжелом материальном положении. К сожалению, зависимость от игромании разрушила жизни и семьи многих наших граждан. После обращения родных мы, в некоторых случаях, так же оказывали содействие в вопросах взаимодействия с МФО, в рамках урегулирования спора о задолженности.

Подробнее читайте в разделе "Кредиты"

white-arrow К списку